Игрушки бывают разные...
Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Игрушки бывают разные...

Знаете ли вы, что при Московском городском психолого-педагогическом университете существует Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек? Да, оказывается, есть в наше непростое время люди, которые искренне заботятся о том, чтобы игры, игрушки и книжки для детей были психологически безопасны. Чтобы ребенок играл в игрушки и читал или слушал сказки, не наносящие ему вреда, и при этом нормально развивался.

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель Центр, профессор, доктор психологических наук, с удовольствием рассказала нашей газете о работе Центра, а также... о таких разных игрушках.

— Елена Олеговна, а почему ваш замечательный Центр появился именно в 2004 году?

— Тут сыграло роль стечение объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относится появление огромного количества новых игрушек — таких, каких не было раньше. Это и анатомические атласы, и компьютеры, и безумные какие-то конструкторы... В связи с этим возникла необходимость их изучения, анализа и экспертизы — не только гигиенической, но и психолого-педагогической. Что дают эти игрушки для детского развития? Как в них играть? Для какого возраста они предназначены? Полезны они или вредны? Все эти вопросы потребовали ответов специалистов.

Ну, а к субъективным факторам образования нашего центра относитсяналичие коллекции старых и новых игрушек и необходимость включить их в педагогический процесс. Мы же учим студентов, которые будут работать с детьми, и соответственно нужен какой-то практический материал для демонстрации этих игр.

— Коллекция Музея Игрушек у вас и впрямь богатая. Как она собиралась?

— Начался наш музей с коллекции старых игрушек середины прошлого века, которую оставила мне моя учительница, Зинаида Михайловна Богуславская. Потом наши коллеги из разных стран — бывших республик Советского Союза — стали привозить к нам в музей свои игрушки. Так сформировалась первая зона нашего музея.

Вторая зона музея включает игрушки для детей разного возраста и для разных видов игры. Их мы покупали. Третья зона — «Игрушки не для игры».

— А разве такие бывают?

— Сколько угодно! И плохи они не потому, что плохого качества или сделаны из плохого материала. Просто с ними... или нельзя играть, или нежелательно давать их в руки ребёнку. Ну, и наконец, четвёртая зона музея — «Самые лучшие игрушки» — те, которые в наибольшей степени способствуют игровой деятельности и очень хороши.

— А можно рассказать поподробнее, чем эти игрушки плохи или хороши?

— Начнём с «плохих» — тех, что не предназначены для игры. Некоторые из них имеют ярко выраженную дидактическую направленность: нажмёшь кнопочку — и произносится буква английского алфавита, цифра или иностранное слово. Это не игрушки, это дидактические пособия. Для игры они абсолютно непригодны, а в школе эти пособия просто незачем запихивать в игрушки. Идея объединения обучения с игрой очень спорная: бывает, что и игра убивается, и обучение носит сомнительный характер.

А это, взгляните, — так называемые интерактивные игрушки, которые мы тоже не рекомендуем для игры.

«Мама, мне скучно! Давай поиграем! Спой мне песенку!» — на наших глазах «оживает» кукла «Чау-Чау».

— И так каждые три минуты — она что-то диктует, требует от ребенка. И «заткнуть» ее можно, только выломав из спины огромный блок. В спине останется громадная дырка, но зато с куклой теперь можно играть. Или посмотрите на этого утенка...

Утёнок, и впрямь, особой красотой не отличается. Глазки — в «кучку», раскраска — «фонарная», туловище — бутылкообразное... Мои размышления прерываются дикими воплями. Это утёнок «запел»!

— И такие игрушки покупают. Считается, что они оригинальные, приносят эмоции, впечатления... Но такие «впечатления» не только убивают игру, но и развивают низменные инстинкты. Ребёнок следит за тем, как утёнок дойдёт до конца стола и свалится с него или норовит ухватить его за шею, чтобы он «заорал».

— Ну да, от такой «игры» ничего хорошего ждать не приходится! А это что за... кошмар из преисподней?

Рогатые и шипастые роботы-трансформеры, инопланетные мутанты жуткого вида, и «красавица» из серии «во сне увидишь — не проснёшься».

— Это как раз третий вид игрушек, с которыми нельзя играть — очень страшные. Однако для мальчиков их родители покупают, чтобы они чувствовали себя сильными, настоящими мужчинами. А вот это — для девочек, очень популярная модель!

На меня пялится... отрезанная голова. Предполагается, что эту голову девочки будут причёсывать а лицо, как у взрослой, накрасили. Только у меня почему-то такого желания не возникало. Может, они более стойкие — современные девочки, и отрезанные головы их во сне не преследуют?

— Эта модель рекомендуется девочкам с трёхлетнего возраста. А есть ещё похлеще — «Юный анатом», когда ты «играешь» с сердцем, печенью, почками... У некоторых детей это вызывает страх, а у некоторых, что ещё хуже, — привыкание. Подумаешь, отодрать голову или вытащить кишки — ничего страшного!

— Ой, а давайте-ка лучше хорошие игрушки посмотрим!

— Хорошие игрушки способствуют игре. А игра — это такая деятельность, которая предполагает воображение, самостоятельность, творение своего собственного мира, проигрывание сюжета.

Эта кукла хороша,
У нее щедра душа.
Может маленький ребёнок,
Только выйдя из пелёнок,
На прогулку с ней ходить,
Одевать, кормить-поить,
А потом уложит спать...
С ней так весело играть!

Взгляните на эту куклу: она ничего не навязывает, а наоборот, предполагает разговор с ней, придумывание характера, включение фантазии ребёнка.

Из этой «радуги» легко построить домики, сделать качалки и кроватки для кукол, тоннель для машины. А эта пирамидка превращается и в цветок, и в дерево, и в птичку.

— Как здорово! Даже самой захотелось поиграть! А как проводится экспертиза игрушек? Вам их производители сами привозят?

— Самое печальное заключается в том, что ни производителям, ни продавцам наша экспертиза не нужна. Им главное — продать. Мы надеемся, что наш знак «Детские психологи рекомендуют» повысит привлекательность хороших игрушек и книжек, но это — в будущем, потому что сейчас критерием качества служит продаваемость.

Но есть и производители, которые не боятся дать нам свои игрушки на экспертизу. Некоторые игрушки мы выбираем сами и присваиваем им наш знак. У нас работает сайт www.psytoys.ru, на который мы помещаем игрушки, прошедшие экспертизу. Создан каталог «Детские психологи рекомендуют». У нас есть семьи, которые готовы проследить, как их детям нравятся те или иные игрушки, как долго они для них интересны и т.д.

Нам бы очень хотелось давать рекомендации уже на стадии разработки игрушек: может быть, какие-то из них вообще не стоит выпускать? Но противодействие рынка очень сильно. Подавляющее большинство игрушек в магазинах с психолого-педагогической точки зрения непригодны для детей, и соответственно, не могут получить наш знак. Бывая на выставках, мы убеждаемся, что часто призы получают просто отвратительные игрушки и пособия, губящие психику ребенка. Например, представьте себе... фильмы для младенцев от трёх месяцев!

— ???

— Да, есть такая фирма «Умница», которая обещает родителям сделать из ребёнка гения, если они купят их диски! «Математика с пелёнок», «Философия с пелёнок» для... шестимесячных детей.

— А подсчитать, сколько «гениев» появилось после таких просмотров, они не пробовали?

— Нет, им главное — продать! А ведь если ребёнок с трёх месяцев привыкает к экрану, у него вырабатывается зависимость, и уже в шесть месяцев он не может от него оторваться!

— Так и получается, что родители сами с пелёнок приучают детей к экрану, а потом удивляются, что подростков от компьютеров не оторвёшь.

— Компьютер, конечно, нужен, и наша жизнь без него уже невозможна. Но надо помнить, что компьютер — это средство. Средство для расширения знаний, для оперативного получения информации. И когда ты осваиваешь его, ставя перед собой такие цели, — это нормально. Но когда компьютер становится твоим «хозяином», притягивает к себе и заставляет что-то делать — это уже большая опасность. Прежде чем покупать ребёнку компьютер, родители должны понять, для чего он ему нужен и что он с ним будет делать. Они должны дать ребёнку понимание того, зачем вообще нужен компьютер, а также альтернативу проведения свободного времени — лыжную прогулку, поход в театр, кино. Ведь когда у человека нет устойчивых интересов, компьютер легко может их навязать. Тем более что в иллюзорном мире жить гораздо проще: включил кнопку — хлопай глазами и потребляй!

— Что бы Вы пожелали современным подросткам и их родителям?

— Подросткам — искать свои интересы в мире реальном, а не виртуальном. В искусстве, спорте, конструировании, дружбе, путешествии. Понять, что ты живёшь в этой реальности. Родителям — помочь своим детям, предлагая им разные виды деятельности — книжки, фильмы, кружки, театр и другие занятия.

А родителям маленьких детей советую заходить на наш сайт и присматриваться к игрушкам, которые мы рекомендуем. Участвовать в работе нашего форума, задавать свои вопросы.

— Спасибо Вам и сотрудникам вашего центра за столь благородную деятельность!

Составив напоследок композицию из разных гоблинов и монстров, я нацелила на неё свой фотоаппарат. И — что же? — он категорически отказался фотографировать «исчадий ада»! Просто «отнекивался» разряженными аккумуляторами, и всё! И тогда я подумала: если даже у «фотика» есть понятие о хорошем и дурном, — может, и для нас, людей, ещё не всё потеряно? 

И. КРАСИЛЬНИКОВА, фото автора



Возврат к списку

Федеральная целевая программа Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах


Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте
2019 (22)

26 Ноября 2019 Состоялось торжественное награждение победителей и лауреатов Всероссийского конкурса «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах» подробнее

21 Ноября 2019 В Новосибирской области полицейские создали светоотражающую инсталляцию «Берегите детей на дорогах страны» подробнее

20 Ноября 2019 Декада дорожной безопасности подробнее

20 Ноября 2019 Фотовыставку на тему «Моя семья соблюдает ПДД» провели сотрудники УГИБДД в начальном классе Гимназии №9 "Гармония" г.Горно-Алтайска в Республике Алтай подробнее

20 Ноября 2019 «Дорожная пицца» с таким названием прошел конкурс на знания Правил дорожного движение в Гимназии №9 "Гармония" г.Горно-Алтайска Республики Алтай подробнее

19 Ноября 2019 В Мурманске сотрудники ГИБДД провели профилактические мероприятия в рамках «Недели безопасности» для дошкольников подробнее

Создание интернет-магазина на Битрикс веб-студия «Модуль»

Создание сайта
веб студия «Модуль»