Проект на тему «Азбука безопасности»
МБДОУ д/с № 3 «Умка» г. Киселевска
Проект на тему
«Азбука
безопасности»
Выполнили воспитатели:
Новоселова О.Е.,
Фефилова Н.С.
Содержание:
1. Краткая аннотация проекта
2. Постановка проблемы
3. Цель и задачи проекта
4. Методы реализации проекта
5. Ожидаемые результаты
6. Оценка качества реализации проекта
7. Приложение
Краткая аннотация проекта.
Участники проекта
- Дети старшей группы (5 -6 лет),
- родители воспитанников,
- воспитатели группы «Божья Коровка»,
- старший воспитатель,
- музыкальный руководитель,
- руководитель по физическому воспитанию.
Актуальность проекта.
Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Увеличение автомобильного парка создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку. Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей. только нашими общими усилиями можно научить детей безопасному общению со сложным миром дорог. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через интересные формы работы с детьми и родителями, через активную деятельность всех участников проекта.
Вид проекта: долгосрочный, групповой
Время реализации проекта: сентябрь 2021г. – май 2022г.
Цель проекта
Создание в группе максимально эффективных условий для организации работы по усвоению и закреплению знаний ПДД детьми и родителями и формированию навыков правильного поведения на дороге.
Задачи.
• Привить детям необходимые навыки безопасного поведения на дорогах в различных дорожно – транспортных ситуациях;
• Дать возможность увидеть и осознать опасность на дороге и возможность ее избежать;
• Сформировать соответствующую модель поведения;
• Создание предметно-развивающей среды для работы по данному направлению;
• Выработка системы воспитательно-образовательной работы;
• Повышение компетентности родителей по вопросам, касающихся ПДД.
Предполагаемый результат
• Создание достаточных условий для организации работы группы по формированию навыков безопасного осознанного поведения на улицах города;
• Разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД (возраст 5-6 лет);
• Разработка критериев оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с ПДД (возраст 5-6 лет).
Постановка проблемы
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части, стремление к самостоятельности, неумение адекватно оценивать свои силы и возможности.
Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге, они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Избежать опасностей на дороге можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Проблема «ребенок на улицах города» или «ребенок и автомобиль» приобретает все большую значимость. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых.
Поэтому их надо обучать безопасному поведению, прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность – личностные качества которые помогут им адаптироваться к дорожной среде. Следовательно, дошкольников необходимо целенаправленно, на основе психолого - педагогического подхода через различные виды деятельности воспитывать и обучать правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Методы реализации проекта
Этапы реализации проекта:
I этап. Подготовительный (сбор информации по проблеме). Подготовка материала и оборудования.
1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
2. Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики).
3. Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения. (см. приложение 1)
II этап. Реализация
1. Совместная деятельность детей (см. приложение 2)
2. Взаимодействие с родителями. (см. приложение 3)
Совместная деятельность с детьми включает в себя:
· Уточнение и расширение представлений о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части;
· Знакомство с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, информационно-указательными знаками и знаками сервиса;
· Расширение знаний о городском транспорте, закрепление навыков поведения в общественном транспорте, на улице;
· Знакомство с дорожными знаками, правилами поведения на железной дороге;
· Содержание уголков безопасности дорожного движения в группе.
Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность. Разработан ряд мероприятий для родителей и ряд совместных мероприятий для родителей и детей.
У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях. Знакомить детей дошкольного возраста с ПДД можно через все виды деятельности: непосредственно образовательная деятельность, продуктивная деятельность (рисование, аппликация, ручной труд, пространственное моделирование), самостоятельная деятельность, игровая, которая включает в себя дидактические игры, строительные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры – фантазии. Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга, инсценировки художественных произведений, проводятся выставки рисунков, конкурсы…
Взаимодействие с родителями включают в себя:
· Проведение родительских собраний, экскурсий, целевых прогулок, встреч с инспектором ГИБДД; участие в выставках творчества, в семейных викторинах, веселых стартах;
· Анкетирование, оформление информационных листов, оформление уголка безопасности в группе, выпуск буклетов, заочные и очные консультации.
III этап. Контрольно – диагностический
Данный этап предполагает подведение итогов работы, их осмысление и разработка на их основе рекомендаций по внедрению данных форм работы, начиная с младшего возраста.
Ожидаемые результаты
· Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах;
· Создана предметно-развивающая среда в группе для организации деятельности детей по формированию навыков правильного поведения на дороге;
· Подготовлены атрибуты к играм, разработаны конспекты занятий, прогулок, игры;
· Повысились компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения.
Оценка качества реализации проекта
Для установления уровня полученных детьми знаний используем следующие критерии оценки знаний и умений в форме вопросника в рамках проведения данного проекта (см. приложение ).
План работы НОД в старшей группе «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»
Тема НОД | Программное содержание | Месяц |
1. Улицы города. Мой микрорайон |
Закрепить представления об улице, полученные в средней группе; улицы бывают широкие и узкие, длинные и короткие, мощеные и асфальтированные. На улице четко распределено, где ходят пешеходы, где ездят машины. Закрепить знания и назначение дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Наземный переход», «Двустороннее движение». Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный путь в детский сад и домой (схема микрорайона)
|
IX |
2. Пассажирский транспорт |
Расширять знания детей о пассажирском транспорте, месте их остановки (автобусы, троллейбусы) останавливаются на специальных остановках около тротуаров (у обочины дороги), трамвай – на середине улицы. Ожидать транспорт люди должны на специальных площадках, а там, где их нет, - на тротуаре. Посадка и высадка пассажиров разрешается только на остановках. Пассажиры не должны придерживать двери, когда они закрываются, открывать их, когда машина не остановилась. Высовываться из окон или выставлять какие-либо предметы тоже не разрешается. Выходить и входить надо спокойно, не толкаясь.
|
IX |
3. Профессия водитель
|
Дать представление о профессии водителя; познакомить с особенностями работы водителей различного транспорта; расширять знания детей о правилах поведения водителей на дороге. Пешеходы должны внимательно следить за сигнализацией машин, прежде чем начать переход улицы. Каждый водитель должен внимательно следить за движущимся транспортом, сигналами светофора, дорожными знаками. |
X |
4. «Ты пешеход» |
Расширять знания детей о правилах поведения на улице. Закрепить знания дошкольников о следующих понятиях: «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить у детей представления о назначении дорожных знаков; познакомить с запрещающими знаками: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено».
|
XI |
5.Дорожная азбука |
Уточнить знания детей о том, для чего нужны дорожные знаки. Какие дорожные знаки им уже известны? (информационно-указательные и запрещающие. «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено». Расширять знания детей о назначении предупреждающих знаков, предназначенных для водителей: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», Железнодорожный переезд со шлагбаумом»; учить различать информационно – указательные, запрещающие и предупреждающие знаки.
|
I |
6. Знаки сервиса |
Совершенствовать полученные ранее знания; дать представление о знаках сервиса: «Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи».
|
II |
7. Перекресток |
Познакомить детей с перекрестком; дать представление о регулируемом перекрестке и о работе регулировщика. Продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырехстороннего светофора.
|
III |
8. Правила поведения в транспорте |
Познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте, научить безопасному поведению. В трамвай и автобус пассажиры входят в заднюю дверь. Исключение для инвалидов, детей, пожилых людей. Трамвай надо обходить спереди, чтобы не попасть под машину, идущую сзади. Нельзя громко разговаривать в транспорте, бегать… |
IV |
9. Если ты велосипедист |
Для велосипедистов – взрослых существуют правила. Они должны ездить по обочине дороги. Дети должны кататься на специальных площадках, чтобы не сбить с ног пешехода. Рассмотреть различные опасные ситуации, которые в городских условиях при катании детей на велосипедах (самокате, роликовых коньках); научить детей правилам поведения в таких ситуациях.
|
V |
Циклограмма целевых прогулок в старшей группе по ПДД
Тема | Программное содержание | Месяц |
1. Экскурсия по улицам города |
Закрепить знания детей о частях улицы: тротуар, проезжая часть,»островок безопасности», ограничительная линия. Формировать понятия – одностороннее и двустороннее движение. Уточнять и закреплять знания детей о правилах поведения на улице. Развивать наблюдательность, осторожность; воспитывать дисциплинированность на дороге.
|
IX |
2. К остановке пассажирского транспорта |
Закреплять представление об особенностях движении пассажирского транспорта. Шоферы внимательны, не подъезжают близко к передней машине, наблюдают за пешеходами и знаками. Уменьшают скорость перед знаками – «Дети», «Пешеходный переход». Развивать наблюдательность, расширять кругозор детей.
|
X |
3. Наблюдение за работой светофора |
Закреплять знания детей о светофоре, о сигналах светофора, правилах поведения при их смене. Закреплять знания о том, что светофоры – наши верные друзья. Они управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах. Воспитывать внимательного пешехода.
|
XI |
4. «Правила для пешеходов» |
Расширять знания детей о правилах поведения на улице. Учить дисциплинированному поведению на улице, дороге, умению предвидеть опасность; воспитывать наблюдательность, осторожность.
|
XII |
5. «Дорожные знаки» |
Закреплять знания о дорожных знаках; учить понимать и различать их; закреплять правила дорожного движения. Развивать ориентировку в окружающей обстановке, логическое мышление, память, внимание.
|
I |
6. Осторожно, зимняя дорога |
Продолжить знакомство детей с особенностями передвижения машин по зимней дороге, с правилами передвижения пешеходов. Систематизировать полученные знания. Развивать наблюдательность, внимание, расширять кругозор.
|
II |
7. Перекресток |
Познакомить детей с перекрестком: улиц города много, место пересечения улиц называется перекрестком. На перекрестках большое движение. Это самое опасное место. Дать представление о том, как переходить улицу на перекрестке, где нет указателей. Развивать внимание, воспитывать осторожность, закрепить знание ПДД
|
III |
8. «Мы идем в детский сад, домой» |
Учить детей переходить дорогу там, где нет светофора; выбирать самую безопасную дорогу, не торопиться, быть осторожным. Развивать внимание.
|
IV |
9. Ты велосипедист |
Дети должны кататься на велосипеде, самокате на специальных площадках, чтобы не сбить с ног пешехода. Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках. Учить правильному поведению в таких ситуациях.
|
V |
Игры с детьми старшей группы по закреплению ПДД
Игры | Программное содержание | Месяц |
1. Д/игры: «По дороге», «Знай и выполняй правила уличного движения», «Законы улиц и дорог»
С/р. игра «Мы пешеходы» (экскурсия)
П/игры: «Перейти улицу», «Самый быстрый», «Нарисуем дорогу»
|
Закрепить знания о различных видах транспорта; тренировать внимание, память; прививать умение ориентироваться в пространстве, правила поведения на дорогах |
IX |
2. Д/игры: «Светофор», «Пешеходы и транспорт»
С/р. игры: «Путешествие на транспорте», «Автобусный парк»
П/игры: «Автомобиль», «Светофор и скорость» |
Ознакомить детей с правилами перехода (проезда) перекрестка, регулируемого светофором. Закрепить правила безопасного поведения на улицах, навыки правильного поведения в транспорте, знания об автобусе, каким должен быть водитель автобуса. |
X |
3.Д/игры: «Водители», «Путешествие на машинах», «Большая прогулка».
С/р. игра: «Водители, пешеходы, автомобили»
П/игры: «Цветные автомобили», «Бегущий светофор»
|
Учить детей правилам дорожного движения, закрепить знание дорожных знаков; развивать мышление и пространственную ориентацию; учить моделировать различные ситуации на дороге; развивать внимание, память. |
XI |
4. Д/игры: «Найди такой знак», «Кто отличник – пешеход», «Учим дорожные знаки»
С/р. игра: «Экскурсия по городу»
П/игра: «Будь внимательным, пешеход»
|
Учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. |
XII |
5. Д/игры: «Светофор», «Найди нужный знак», «Правила дорожного движения», «Говорящие дорожные знаки»
С/р игра: «Знаки на дорогах»
П/игры: «Красный, желтый, зеленый», «Запрещающие знаки»
|
Продолжать закреплять знания дорожных знаков, средства регулирования дорожного движения; уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД, закрепить значение его жестов; воспитывать внимательность, сообразительность, умение выполнять правила безопасности движения, быть вежливым с окружающими. |
I |
6. Д/игры: «Какой это знак», «Подбери знак»
С/игра: «Заправочная станция»
П/игра: «Угадай-ка»
|
Учить детей сравнивать дорожные знаки по значению; развивать наблюдательность. Знакомить с тем, что транспорту для движения необходим бензин; учить правилам поведения на заправочной станции. |
II |
7.Д/игры: «Дорожные знаки», «Светофор и регулировщик», «Соблюдай правила дорожного движения»
С/р игры: «Водители, пешеходы, автомобили»
П/игры: «Ловкий пешеход», «»Горелки»
|
Уточнить знания о работе сотрудника ГИБДД; объяснить значение его жестов; учить детей соотносить жесты регулировщика с цветом светофора. Учить детей ориентироваться по дорожным знакам, воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу. Закреплять правила поведения на дороге всех участников дорожного движения. |
III |
8. Д/игра: «Мы – пассажиры»
С/р игры: «Гараж», «В автобусе»
П/игра: «Найди каждый свою остановку»
|
Уточнить знание детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него. Развивать внимание, память, наблюдательность; способствовать повышению уровня дорожной грамотности. |
IV |
9. Д/игры: «Дорожная азбука», «Правила поведения»
С/р ирга: «Путешествие»
П/игры: «На старт», «Стоп» |
Закреплять знание дорожных знаков, умение правильно ориентироваться в них, классифицировать по видам: запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные. Обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; учить необходимым мерам предосторожности.
|
V |
Беседы о ПДД с детьми старшей группы
Тема | Программное содержание | Месяц |
1. Улица города |
Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о правилах дородного движения.
|
IX |
2. «Виды транспорта. Обязанности пассажиров»
|
Познакомить с основными видами транспорта, рассказать об обязанностях пассажиров. |
X |
3. «Профессия – шофер» |
Углубить представления детей о трудовых действиях шофера, о его простейших социальных отношениях с другими людьми, о помощи, которую машины оказывают людям. Расширять знания детей о правилах поведения водителей на дороге.
|
XI |
4. Беседа по правилам движения
|
Закреплять знание правил дорожного движения и призывать детей соблюдать их в движении по городу. |
XII |
5. «Зачем нужны дорожные знаки»
|
Расширять представления детей о назначении дорожных знаков; показать детям, что это верные помощники ниши на дороге, с ними путь пешехода безопасен. |
I |
6. Беседа по картине «Зимние забавы» |
Закреплять знания детей о правилах поведения зимой; познакомить с особенностями зимней дороги; учить детей рассказывать о том, как они играют зимой, где можно и где нельзя играть.
|
II |
7. Беседа по картине «Перекресток» |
Продолжать знакомить детей с перекрестком, закреплять навыки безопасного поведения на перекрестке.
|
III |
8. «Загородные дороги» |
Показать детям важность выполнения правил движения пешеходами по загородной дороге (шоссе). Справа и слева от проезжей части оставлены места для пешеходов – обочины. Познакомить с дорожным знаком «Железнодорожный переезд».
|
IV |
9. Работа сотрудника ГИБДД |
Познакомить с работой сотрудника ГИБДД, регулирующего движение. Дать представление о назначении поста ГИБДД на дороге.
|
V |
Перспективный план работы с родителями
П № |
Содержание мероприятий |
Сроки |
1. |
Профилактика дорожно – транспортного травматизма в семье. (родительское собрание)
|
IX |
2. |
Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. (консультация)
|
X |
3. |
Правила поведения при сезонных изменениях погоды (папки – передвижки)
| в течение года |
4. |
Совместно с родителями организация уголков безопасности в группах.
| в течение года |
5. |
Участие родителей в выставках детского творчества
| в течение года |
6. |
Индивидуальные беседы по соблюдению детьми безопасного поведения на улицах города, во дворе.
| в течение года |
7. |
Игра – викторина «Что? Где? Когда?»
|
I |
8. |
Консультация «Учите детей правильно обходить транспорт»
|
II |
9. |
Выпуск буклетов для родителей: «Правила езды на велосипеде для дошкольников», «Опасный перекресток», «Чудесный островок»
|
III |
10. |
Викторина «Знаешь ли ты?»
|
IV |
11. |
Анкетирование родителей: - Является ли важным обучение дошкольников правилам дорожного движения. - Тест»Грамотный пешеход» (ситуации). - Тест «Опытный водитель» (ситуации)
|
V |
Чтение рассказов и стихотворений о ПДД
Чтение, разучивание стихов | Программное содержание | Месяц |
С.Михалков «Моя улица», А.Дмоховский «Чудесный островок»
|
Познакомить с новыми произведениями. Закреплять знания детей об улице, правилах дорожного движения. Развивать память, речь, активизировать словарный запас детей. Формировать желание соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать желание делиться своими знаниями с другими детьми. Воспитывать общую культуру поведения на дороге.
|
I X
|
М.Ильин, Е.Сигал «Машины на нашей улице»
|
X
| |
С.Михалков «Скверная история»
|
XI | |
Г.Косова «Безопасная дорога» Я.Пишумов «Азбука города»
|
XII | |
О.Бедарев «Азбука безопасности» А.Северный «Светофор»
|
I | |
В.Семернин «Запрещается – разрешается»
|
II | |
Н.Сорокин «Перекресток» Г.Косова «Изучай знаки дорожного движения»
|
III | |
Г.Косова «Как вести себя в общественном транспорте», «Как правильно обходить транспорт»
|
IV | |
Ю.Могутин «Случай на мостовой», И.Кончаловский «Самокат»
|
V |
Планирование работы по закреплению ПДД в старшей группе
№ | Мероприятия | Месяц |
1. |
Развлечение «Автодром в действии»
|
IX |
2. |
Конкурс рисунков «Машины на нашей улице»
|
X |
3. |
Развлечение «Наш друг светофор»
|
XI |
4. |
Вечер загадок
|
XII |
5. |
Досуг «Зеленый, желтый, красный»
|
I |
6. |
Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков»
|
II |
7. |
Конкурс «Лучший пешеход»
|
III |
8. |
Придумывание сказок про светофор.
|
IV |
9. |
Утренник «Азбука дороги»
|
V |
Другие новости по теме: