Как «подружить» математику и дорожную безопасность?
Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
 

Как «подружить» математику и дорожную безопасность?

Как включать элементы дорожной безопасности в другие школьные предметы?

Участвуя в различных семинарах и открытых уроках, посвящённых безопасности детей на дорогах, бывая в командировках за границей, я всегда обращала внимание на то, как многие российские и зарубежные педагоги ловко совмещают преподавание своего предмета с ПДД, включая в свой предмет элементы дорожных правил. Таким образом они, ненавязчиво, раз за разом повторяя прописные дорожные истины, постепенно формируют у ребёнка устойчивые знания и в конечном итоге — потребность соблюдать правила поведения на дороге и вблизи неё. Вместе с математикой, физкультурой, правописанием, литературой и другими школьными предметами ребёнок усваивает правила пешехода, пассажира, велосипедиста и т.д.

Мы, внимательные и неравнодушные педагоги, МОЖЕМ нести через свой предмет жизненно необходимую нашим детям информацию о безопасном участии в дорожном движении. В любом школьном предмете можно найти место Правилам дорожного движения, пропагандировать необходимость их соблюдения. Особую важность и огромное смысловое значение такие интегрированные уроки приобретают сейчас, с введением Федеральных государственных образовательных стандартов.

Как включать элементы дорожной безопасности в другие школьные предметы? Это несложно. Приведу пример использования ПДД в уроке математики для третьего класса.

Тема урока «Площадь. Периметр». В начале урока учитель объявляет тему, даёт определения и ставит основную задачу: найти площадь и периметр геометрической фигуры. Начинается исследование. Учитель рассказывает о математике и предлагает детям самим порассуждать, в каком контексте тема урока может быть связана с Правилами дорожного движения. При этом учитель даёт детям посмотреть фрагмент мульт­фильма о коте Леопольде. И в момент просмотра мультфильма дети находят (или учитель им помогает, задавая наводящие вопросы) подходящий объект для исследования — дорожный знак «Прочие опасности» на дороге, по которой на велосипеде едет Леопольд.

Отлично! Возникает вопрос: как называется этот знак? Каковы его площадь и периметр? Как их вычислить?

А попутно учитель акцентирует внимание детей, что кот Леопольд едет на велосипеде без экипировки, мыши выбегают на дорогу в неположенном месте и т.п. Всё это — нарушения Правил дорожного движения, так поступать нельзя. Эти действия персонажей мультфильма — тема для серьёзного обсуждения, в том числе и на других уроках. Например, на уроке рисования можно нарисовать героев этого мультфильма, которые поступают правильно (кот едет на велосипеде в шлеме и налокотниках, мыши переходят дорогу по пешеходному переходу и т.п.), закрепив таким образом правильное поведение в конкретных ситуациях на дороге.

Но вернёмся к нашей сегодняшней теме — определению площади и периметра дорожного знака. Выполняя расчёты после объяснения учителя, дети одновременно запоминают название дорожного знака и его значение.

Я привела этот пример потому, что фрагмент именно этого урока математики вошёл в интернет-урок с участием первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова. Он лично пришёл к ребятам и вместе с ними решал задачу вычисления периметра и площади знака «Пешеходный переход». И.И. Шувалов высоко оценил креативный подход педагогов школы № 1240 к идее изучения дорожной безопасности в рамках школьной программы.

К сожалению, сейчас в школьной программе нет отдельных уроков ПДД. Кто знает, возможно, настанет время, когда изучение ПДД станет обязательным и будет включено в школьную программу как самостоятельный раздел. А пока я предлагаю всем учителям-предметникам включиться в наш проект-путешествие по стране знаний «ПДД в любом уроке» и принять участие в конкурсе интегрированных уроков.

Уверена, что наше путешествие будет очень интересным и познавательным. В добрый путь! 

Ведёт рубрику Т.В. Окань, специалист по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Романовской школы г. Москвы.



Федеральная целевая программа Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах


Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте
2019 (22)

26 Ноября 2019 Состоялось торжественное награждение победителей и лауреатов Всероссийского конкурса «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах» подробнее

21 Ноября 2019 В Новосибирской области полицейские создали светоотражающую инсталляцию «Берегите детей на дорогах страны» подробнее

20 Ноября 2019 Декада дорожной безопасности подробнее

20 Ноября 2019 Фотовыставку на тему «Моя семья соблюдает ПДД» провели сотрудники УГИБДД в начальном классе Гимназии №9 "Гармония" г.Горно-Алтайска в Республике Алтай подробнее

20 Ноября 2019 «Дорожная пицца» с таким названием прошел конкурс на знания Правил дорожного движение в Гимназии №9 "Гармония" г.Горно-Алтайска Республики Алтай подробнее

19 Ноября 2019 В Мурманске сотрудники ГИБДД провели профилактические мероприятия в рамках «Недели безопасности» для дошкольников подробнее

Создание интернет-магазина на Битрикс веб-студия «Модуль»

Создание сайта
веб студия «Модуль»