Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
 

Как «подружить» математику и дорожную безопасность?

Как включать элементы дорожной безопасности в другие школьные предметы?

Участвуя в различных семинарах и открытых уроках, посвящённых безопасности детей на дорогах, бывая в командировках за границей, я всегда обращала внимание на то, как многие российские и зарубежные педагоги ловко совмещают преподавание своего предмета с ПДД, включая в свой предмет элементы дорожных правил. Таким образом они, ненавязчиво, раз за разом повторяя прописные дорожные истины, постепенно формируют у ребёнка устойчивые знания и в конечном итоге — потребность соблюдать правила поведения на дороге и вблизи неё. Вместе с математикой, физкультурой, правописанием, литературой и другими школьными предметами ребёнок усваивает правила пешехода, пассажира, велосипедиста и т.д.

Мы, внимательные и неравнодушные педагоги, МОЖЕМ нести через свой предмет жизненно необходимую нашим детям информацию о безопасном участии в дорожном движении. В любом школьном предмете можно найти место Правилам дорожного движения, пропагандировать необходимость их соблюдения. Особую важность и огромное смысловое значение такие интегрированные уроки приобретают сейчас, с введением Федеральных государственных образовательных стандартов.

Как включать элементы дорожной безопасности в другие школьные предметы? Это несложно. Приведу пример использования ПДД в уроке математики для третьего класса.

Тема урока «Площадь. Периметр». В начале урока учитель объявляет тему, даёт определения и ставит основную задачу: найти площадь и периметр геометрической фигуры. Начинается исследование. Учитель рассказывает о математике и предлагает детям самим порассуждать, в каком контексте тема урока может быть связана с Правилами дорожного движения. При этом учитель даёт детям посмотреть фрагмент мульт­фильма о коте Леопольде. И в момент просмотра мультфильма дети находят (или учитель им помогает, задавая наводящие вопросы) подходящий объект для исследования — дорожный знак «Прочие опасности» на дороге, по которой на велосипеде едет Леопольд.

Отлично! Возникает вопрос: как называется этот знак? Каковы его площадь и периметр? Как их вычислить?

А попутно учитель акцентирует внимание детей, что кот Леопольд едет на велосипеде без экипировки, мыши выбегают на дорогу в неположенном месте и т.п. Всё это — нарушения Правил дорожного движения, так поступать нельзя. Эти действия персонажей мультфильма — тема для серьёзного обсуждения, в том числе и на других уроках. Например, на уроке рисования можно нарисовать героев этого мультфильма, которые поступают правильно (кот едет на велосипеде в шлеме и налокотниках, мыши переходят дорогу по пешеходному переходу и т.п.), закрепив таким образом правильное поведение в конкретных ситуациях на дороге.

Но вернёмся к нашей сегодняшней теме — определению площади и периметра дорожного знака. Выполняя расчёты после объяснения учителя, дети одновременно запоминают название дорожного знака и его значение.

Я привела этот пример потому, что фрагмент именно этого урока математики вошёл в интернет-урок с участием первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова. Он лично пришёл к ребятам и вместе с ними решал задачу вычисления периметра и площади знака «Пешеходный переход». И.И. Шувалов высоко оценил креативный подход педагогов школы № 1240 к идее изучения дорожной безопасности в рамках школьной программы.

К сожалению, сейчас в школьной программе нет отдельных уроков ПДД. Кто знает, возможно, настанет время, когда изучение ПДД станет обязательным и будет включено в школьную программу как самостоятельный раздел. А пока я предлагаю всем учителям-предметникам включиться в наш проект-путешествие по стране знаний «ПДД в любом уроке» и принять участие в конкурсе интегрированных уроков.

Уверена, что наше путешествие будет очень интересным и познавательным. В добрый путь! 

Ведёт рубрику Т.В. Окань, специалист по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Романовской школы г. Москвы.



Федеральная целевая программа Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах
Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте
2018(12)

18 Июля 2018 Напомнили о ПДД в детском лагере подробнее

18 Июля 2018 В Корсакове продолжаются мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма подробнее

18 Июля 2018 Воспитанники ижевского детского сада обратились к взрослым с просьбой: «Берегите наши сердечки» подробнее

18 Июля 2018 В Карелии на пешеходных переходах появились информативные надписи - напоминания «Посмотри по сторонам» и «Возьми ребенка за руку» подробнее

18 Июля 2018 Сотрудники Госавтоинспекции провели рисунок на асфальте #ПристегнисьРоссия! подробнее

17 Июля 2018 Часы дорожной детской безопасности проходят в кубанских библиотеках подробнее

17 Июля 2018 В сельской местности автоинспекторы проводят обучающие занятия с юными велосипедистами подробнее

16 Июля 2018 В летний период сельские школьники Кабардино-Балкарии изучают правила передвижения на двухколесном транспорте подробнее

16 Июля 2018 Забайкальские автоинспекторы проводят на детских площадках открытые уроки по ПДД для юных участников движения подробнее

16 Июля 2018 Сотрудники ГИБДД призвали юных велосипедистов быть аккуратными на дорогах. подробнее