Память — главный враг новой войны
Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Память — главный враг новой войны

(даётся в сокращении)

Я не знаю, что такое война. Моя бабушка знает о ней только из книг, фильмов и рассказов своих родителей. Жива ещё моя прабабушка Анна Петровна. Вот она помнит, как началась война, как её отец, а мой прапрадедушка Пётр Анисимович Матвеев, уходя на войну, обнял старшую дочь Федосью и маму Ксению Васильевну, потом поднял высоко над собой дочек Анечку и Раечку, единственного сына Колю, поцеловал всех и заплакал, наверное, чувствовал, что не увидит больше своих родных.

Сколько людей погибло в этой вой­не! В ней погиб и мой прапрадед, рядовой красноармеец Пётр Матвеев.

Моей прапрабабушке Аксинье Васильевне Матвеевой пришло извещение: «Ваш муж красноармеец Матвеев Петр Анисимович пропал без вести 18.02. 42 г. у совхоза Миловиды Велижского района Смоленской области».

Там до сих пор ещё много незахороненных солдат, поэтому работают поисковые отряды. Составляется электронный банк данных «Книга памяти воинов 332-й Ивановской имени М.В. Фрунзе стрелковой дивизии, погибших в Велижском районе Смоленской области». Сейчас в базе данных свыше трёх тысяч имен погибших воинов. Но имени моего прапрадеда пока ещё нет. Тех, кого удаётся найти, поисковики хоронят у деревни Нижние Секачи на Поле Памяти.

Сегодня на его родине в деревне Нижняя Кондрата, возле города Чистополь, стоит памятник односельчанам, ушедшим на войну. Среди 182 имён есть имя моего прапрадеда Петра, и я очень хочу побывать там, положить цветы, сказать спасибо всем, кто защищал нашу Родину.

Мой прапрадед не успел получить наград, но для меня, его праправнучки, очень важно то, что его имя не забыто и есть на стеле Воинской славы в его родной деревне Нижняя Кондрата.

Нелегко было и в тылу. Женщины вместе со своими детьми стали главной силой на трудовом фронте. Моя прапрабабушка Ксения Васильевна (1897 г.р.) всю войну возила на быках зерно на станцию, сама грузила, сама разгружала мешки с зерном. А они такие тяжёлые. А ещё зерно надо было охранять от бандитов, которых было много в то время.

Когда началась война, её дочери Федосье было 17 лет и её забрали работать на военный завод в Казань. А все её подружки, которым было меньше 14 лет, работали в поле.

Сестра прабабушки Раечка (ей было 2 года) и брат Николка (ему было 10 лет) умерли от голода в первую военную зиму, потому что кто-то у них украл мешок зерна, семья осталась без еды. Потом, уже через 30 лет после войны, баба Федосья поехала на родину в деревню, там к ней подошёл мужчина и признался, что это он тогда украл зерно, просил прощения. Говорил, что всю жизнь не мог себе простить голодной смерти детей.

Мой второй дед — прадедушка Андрей Сер­ге­евич Назаров вернулся с войны. Я его не видела, потому что я родилась через пять лет после его смерти. У нас дома в стенке целая полка с медалями и орденами прадедушки, его портретами.

Он родился в 1924 году в селе Шапши Высокогорского района Татарской АССР. Когда началась война, ему было 17.

Его и других ребят отправили работать на военный Казанский авиационный завод, где они работали по 12 часов. Чтобы не опоздать на работу и не попасть под трибунал, спали тут же у станков.

Зимой 1942 года он пошёл добровольцем на фронт, попал на Северный флот, в Заполярье. Воевал в 12-й особой отдельной Печенгской Краснознамённой бригаде морской пехоты. Ему повезло, мой прадед Андрей вернулся живым с войны, хотя был ранен и контужен.

Мой дедушка помнит рассказы своего отца и моего прадеда Андрея Сергеевича Назарова. Он рассказывал мне, что в 1942 году бригада моего прадеда Андрея высадилась десантом в тыл врага у мыса Пикшуев, или Тонкий Нос. Это мыс в Баренцевом море. Условия, в которых проходил десант, были очень тяжёлыми. Снега было по колено, а они шли в ботинках с полным боевым оснащением, а это 25-30 кг, несли на себе ещё запчасти миномёта и боезапас. На вторые сутки пошёл сырой снег и дождь. Все промокли. И так шли трое суток через сопки. Противник их сначала не заметил, а потом обнаружил. Фашисты начали наших моряков обстреливать таким плотным огнём, что невозможно было голову поднять, с воздуха бомбили немецкие самолёты. Им пришлось лежать в снегу. До нитки все мокрые. Пища — только сухой паёк. Были они и голодные, и холодные. Но отбивались до последних сил. Отходить было некуда. Позади — море…

Представьте, буран, ураганный ветер, замерзающие в снегу солдаты. Спастись можно было только группами по несколько человек, тесно прижавшись друг к другу в снежных ямах. Единственное средство для обогрева — фляжка со спиртом. За две недели много моряков погибло, но поставленную задачу выполнили. Много чего пережил мой прадед, но первый десант как-то особенно запомнился ему. Дед Коля говорит, что он не любил говорить о войне.

Мой прадед Андрей Сергеевич был награждён медалями и орденами. Но особенно дорога ему была первая медаль — «За оборону Советского Заполярья».

После войны он женился на моей прабабушке Валентине Семёновне Назаровой. Приехали они в Прокопьевск в 1956 году, вырастили троих детей. Умер мой прадед не так давно, в 1999 году. Мы записали моего прадеда Андрея Сергеевича Назарова в «Бессмертный полк». Сегодня это самое малое, что мы можем сделать во имя его светлой и доброй памяти. Очень скоро будет отмечаться День Победы. Я хочу пожелать дорогим ветеранам и труженикам тыла здоровья, сказать огромное спасибо за мир, который они нам подарили!

Прошлым летом мы с бабушкой, тётей и двоюродной сестрой Катей были в Александровском саду у могилы Неизвестного солдата. Тогда я впервые увидела Вечный огонь и солдат, стоявших в почётном карауле. Я смотрела и смотрела на Вечный огонь. А бабушка говорила нам что-то о наших родных, которые погибли и пропали на фронте, говорила о том, что теперь наше поколение обязано помнить своих защитников, если мы не хотим новой войны. А знаете почему? Потому что память — главный враг новой войны.

Я слушала, смотрела и удивлялась, почему этот огонь так притягивает взгляд. Посмотрела на людей у Вечного огня и вижу у одних слёзы на глазах, у других — удивление. И мы стоим с Катей, потрясённые этой минутой, задумчиво глядим на солдат, на огонь.

Что мы можем сделать, чтобы не повторилась война? Что мы можем сделать, чтобы через несколько поколений никому не пришлось стоять вот так же с комом в горле и со слезами на глазах, вспоминая погибших. Понятно, что нам нужно пока хорошо учиться, расти здоровыми, помнить о людях, защитивших Россию, и быть им по правде, по-настоящему благодарными.

Сейчас в Украине идёт война, ей ещё не придумали название. Но я вижу из телерепортажей, что погибают дети, старики, мирные люди, вижу, сколько горя она принесла всем. А ведь в Великой Отечественной войне мы были одной страной, был общий враг, которого вместе одолели. Взрослые, скажите, пожалуйста, что нужно сделать, чтобы не гибли мои ровесники Донецкой и Луганской областей?

Как всё-таки хорошо, что у нас в России мир!

Дарья НАЗАРОВА, МБОУ «Школа № 51», г. Прокопьевск, Кемеровская область

Другие статьи по теме: Конкурсы / Творят дети / Люди и события

 






Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте

2024-09 Подписаться







Создание интернет-магазина на Битрикс веб-студия «Модуль»

Создание сайта
веб студия «Модуль»