Ярослав Владимирович. Когда прозвали князя Мудрым?
Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Ярослав Владимирович. Когда прозвали князя Мудрым?

8-й Великий князь киевский

Этим летом в Военно-морских силах России произошло знаменательное событие. В состав Балтийского флота вошёл современный сторожевой корабль. Он оборудован электроникой, оснащён современным вооружением. Сторожевик способен обеспечить оборону отряда боевых кораблей, в том числе и от подводных лодок противника. На борту корабля начертано: «Ярослав Мудрый». Сегодня мы с вами, ребята, обратимся к страницам жизни этого правителя Древней Руси и попытаемся понять, чем же, какими своими деяниями он вызвал у потомков такую уважительную память.

Великий князь киевский Владимир Святославович — Красное Солнышко внезапно скончался в июле 1015 года. И поскольку он не оставил распоряжения о передаче княжеского трона кому-то конкретно из своих многочисленных сыновей, то его занял старший — Святополк. В истории к его имени прибавилось прозвище Окаянный, поскольку по основной легенде именно Святополк в желании править всей Русью пошёл на преступление — погубил своих братьев Бориса, Глеба и Святослава. Основным его соперником оказался князь Ярослав, сын Владимира от полоцкой княжны Рогнеды. Поначалу Ярослав княжил в городе Ростове Великом, который сейчас находится в Ярославской области. Затем после смерти брата Вышеслава несколько лет правил по велению отца в Великом Новгороде. Причём вскоре после начала княжения в Новгороде Ярослав проявил строптивость, отказавшись платить Киеву ежегодную дань. Это разгневало Владимира, и он, решив идти военным походом на непослушного сына, стал собирать войско. Однако смерть прервала планы киевского князя.

Ярослав узнал о том, что отец умер, и жители Киева приняли на княжение Святополка. Потом, как говорят летописцы, сестра Предислава сообщила князю, что погибли трое его братьев, и он стал поневоле основным соперником Святополка за главенство на Руси. Опасаясь нападения киевской дружины на Новгород, Ярослав призвал для защиты варягов. Но те, прибыв в город, начали грабить местное население, чем вызвали всеобщее возмущение, выразившееся в ответном действе — многие варяги были перебиты.

Теперь уже вознегодовал Ярослав, и его личная дружина жестоко расправилась с горожанами: несколько сотен новгородцев поплатились за это жизнью. Правда, вскоре Ярослав признал, что обошёлся с новгородцами слишком сурово и попросил у них прощения, а заодно и помощи в противостоянии Святополку. Вероятно, княжеское покаяние произвело на новгородцев сильное впечатление, и они проявили великодушие, согласившись помочь Ярославу.

С собранным войском князь выступил в поход, и в 1016 году, разбив в битве под городом Любечем (в нынешней Черниговской области Украины) отряды Святополка, воцарился в Киеве. «Окаянный» бежал к своему родственнику, отцу жены — польскому королю Болеславу Храброму, который пообещал собрать сильное войско и помочь вновь овладеть Киевом.

Так и случилось. В 1018 году Святополк со своей дружиной снова оказался на великокняжеском троне. Ярослав вновь оказался в Великом Новгороде. Отсюда князь, боясь преследования, собирался переплыть за море, под опеку шведского короля. Но храбрые новгородцы снова проявили вольнолюбивый характер. И решили оборонять свой город от войска Святополка, а вместе с тем и не пустить Ярослава «за рубеж». Они порубили топорами готовые к отплытию ладьи князя, снова собрали многочисленную рать и во второй раз отправились брать Киев. И вторично своей отвагой, смелостью, напором помогли Ярославу, разбили силы Святополка, который бежал на юг, к печенегам. Союз со степными кочевниками не помог «Окаянному» взять Киев. Польский король Болеслав, который сам мечтал править в городе на Днепре, на этот раз отказал Святополку, и он в третий раз потерпел поражение. В 1019 году Киев окончательно переходит под власть Ярослава. Однако сам князь ещё долго своей резиденцией считал Новгород и практически не выезжал из него.

Хотя Святополк Окаянный перестал быть соперником Ярослава, были у него и другие властолюбивые братья. Один из них — Мстислав, получивший от Владимира в правление Тмутараканское княжество (на территории нынешнего Краснодарского края, в устье Кубани). Был он удачливым воином и недаром получил прозвище Удалой. Называли его также Храбрым. Воевал Мстислав не только на Северном Кавказе с местными племенами, но и со своим братом Ярославом. Причём довольно успешно, в результате чего вынудил Ярослава практически поделить Русское государство надвое — по Днепру. Произошло это в 1024 году. Такое двоевластие на Руси продолжалось 12 лет, до 1036 года, когда Мстислав, как говорит предание, погиб на охоте. И поскольку у него не было наследников по мужской линии, Ярослав наконец получил под свою руку всю древнерусскую державу. В этом же году, отбив со своим войском набег печенегов на Киев, он окончательно перебирается из Новгорода в «матерь городов русских».

Двадцать лет шёл Ярослав к единовластию на Руси. И ещё восемнадцать правил страной лично. И если с Мстиславом он стремился не ссориться, понимая, насколько тот силён, то с другим братом, Судиславом, обошёлся жестоко. Узнав, что Судислав не скрывает своего недовольства и обиды на то, что его обделили землями, Ярослав повелел взять брата под стражу и заточить в тюрьму. Там, в городе Пскове, неугодный Ярославу соперник провёл целых двадцать лет и был выпущен на свободу уже после смерти Великого Князя.

Именно при Ярославе Владимировиче Киевская Русь достигает наибольшего расцвета. Хотя это не был только мирный, наполненный строительством городов и храмов, развитием торговли и ремёсел период. Он не обходился без походов дружин Ярослава в соседние земли — к финнам, литовцам, мазовшанам (на север и северо-запад от русских владений).

Вполне мирно поначалу налаживались отношения Ярослава с Византийской империей. В Киев в 1037 году прибыл новый глава православной церкви, митрополит— грек Феопемпт. Однако постепенно отношения с византийскими правителями испортились. В 1043 году дело дошло до боевых действий. В поход на Константинополь морем отправилось войско под предводительством одного из сыновей Ярослава — князя Владимира. Поход оказался неудачным. Русский флот подвергся нападению при входе в Босфорский пролив, многие ладьи были подожжены, и часть войска высадилась на берег, где была атакована мощной армией византийцев. Около шести тысяч русичей были взяты в плен. Все они подверглись жестокой муке — были ослеплены и несколько лет прожили в неволе, пока после перемирия их не отпустили на родину.

Ярослав полагал, что его государство по своей мощи и влиянию на соседние территории вполне заслуживает полной самостоятельности как в политике, так и в духовной сфере. Стремясь к укреплению связей с европейскими странами, Ярослав нередко скреплял заключение договоров и семейными узами. Женой самого Ярослава была дочь шведского короля — Ингигерда, получившая при крещении имя Ирина. Женой польского короля Казимира стала сестра Ярослава — Мария (Доброгнева). Норвежцы получили русскую королеву, старшую дочь Ярослава — Елизавету, выданную замуж за Гарольда Смелого. Ещё одну дочь — Анастасию взял в жены венгерский король Андрей, а младшая Ярославна — Анна стала королевой Франции, женой Генриха I. В дальних странах нашли себе жён и сыновья Ярослава: Изяслав взял в жёны сестру польского короля Казимира, Всеволод был женат на греческой царевне, ещё двое Ярославичей — на немецких княжнах. Логическим продолжением этой политики укрепления независимости, освобождения от опеки Византии было проведение в 1051 году собора русских епископов, который избрал Киевским митрополитом «русина» Иллариона. Причём сделано это было, как сейчас бы сказали, безо всяких консультаций и согласования с Константинополем. Илларион известен как блестящий оратор, автор Слова о законе и благодати. Это произведение утверждало равенство всех народов и славило Русскую землю, которая должна быть «ведома и слышима есть всеми концы земля».

Во время правления Ярослава Киев значительно вырос, стал большим торгово-ремесленным, административным и культурным центром. Великий князь поощрял в городе церковное строительство, рассчитывая превратить свою столицу в новый центр восточного христианства, соперницу Константинополя. В короткие сроки был возведён в камне по византийскому образцу Софийский собор. Внутренние стены собора были украшены фресками, на одной из которых шествовали со свечами в руках Ярослав, его жена, все четыре Ярославны, будущие легендарные королевы западных стран.

Значительная часть Киева при Ярославе была обнесена высокими валами протяжённостью более 3 километров, высотой 14 и шириной 16-18 метров. При Ярославе в городе появились Золотые ворота с церковью Благовещения, ряд других храмов и монастырей.

С большим уважением Ярослав относился к книжному делу. Под его личным наблюдением большая группа искусных мастеров занималась переводом иностранных книг и переписыванием их на славянском языке. В истории остались свидетельства современников, что Ярослав Владимирович был начитанным в богослужебных книгах человеком, заботился о распространении грамотности, организовывал школы и училища для детей. Именно во времена его правления стал утверждаться обычай обучать детей грамоте. С этой целью наиболее смышлёных ребятишек «собирали по всей земле». Большую роль в становлении русской книжности и летописания стали играть первые русские монастыри.

Ярослав, по словам летописца, считал книги «реками, способными напоить мудростью». Он собирал, ещё княжа в Новгороде, и записывал старинные обычаи, связанные с законодательством славян. С его именем связана древнейшая часть первого свода русских законов — Русская Правда (так называемая Правда Ярослава, или Древнейшая Правда). Составленная около 1016 года, Русская Правда уходила своими корнями в обычное право восточных славян. В Киево-Печерском монастыре при Ярославе иноком Никоном начал составляться летописный свод, завершившийся почти через двадцать лет после смерти в 1054 году Великого князя, именовавшего себя царём, когда начались раздоры между его наследниками — сыновьями. Но об этом мы расскажем в другой раз.

Так почему же и когда Ярослав был назван Мудрым? В исторических документах того времени мы практически нигде не найдём такого прозвища князя. Там больше отмечен его физический недостаток — хромота. Ещё книжники именовали Ярослава Великим или Старым. И лишь ближе к современной эпохе за князем закрепляется прозвище Мудрый. Это слово мы находим у Н.М. Карамзина в его «Истории Государства российского», где Николай Михайлович писал: «Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрёл оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междуусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество; успокоил отечество и любил народ свой».









Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте

2024-08 Подписаться







Создание интернет-магазина на Битрикс веб-студия «Модуль»

Создание сайта
веб студия «Модуль»