Как «подружить» математику и дорожную безопасность?
Как включать элементы дорожной безопасности в другие школьные предметы?
Участвуя в различных семинарах и открытых уроках, посвящённых безопасности детей на дорогах, бывая в командировках за границей, я всегда обращала внимание на то, как многие российские и зарубежные педагоги ловко совмещают преподавание своего предмета с ПДД, включая в свой предмет элементы дорожных правил. Таким образом они, ненавязчиво, раз за разом повторяя прописные дорожные истины, постепенно формируют у ребёнка устойчивые знания и в конечном итоге — потребность соблюдать правила поведения на дороге и вблизи неё. Вместе с математикой, физкультурой, правописанием, литературой и другими школьными предметами ребёнок усваивает правила пешехода, пассажира, велосипедиста и т.д.
Мы, внимательные и неравнодушные педагоги, МОЖЕМ нести через свой предмет жизненно необходимую нашим детям информацию о безопасном участии в дорожном движении. В любом школьном предмете можно найти место Правилам дорожного движения, пропагандировать необходимость их соблюдения. Особую важность и огромное смысловое значение такие интегрированные уроки приобретают сейчас, с введением Федеральных государственных образовательных стандартов.
Как включать элементы дорожной безопасности в другие школьные предметы? Это несложно. Приведу пример использования ПДД в уроке математики для третьего класса.
Тема урока «Площадь. Периметр». В начале урока учитель объявляет тему, даёт определения и ставит основную задачу: найти площадь и периметр геометрической фигуры. Начинается исследование. Учитель рассказывает о математике и предлагает детям самим порассуждать, в каком контексте тема урока может быть связана с Правилами дорожного движения. При этом учитель даёт детям посмотреть фрагмент мультфильма о коте Леопольде. И в момент просмотра мультфильма дети находят (или учитель им помогает, задавая наводящие вопросы) подходящий объект для исследования — дорожный знак «Прочие опасности» на дороге, по которой на велосипеде едет Леопольд.
Отлично! Возникает вопрос: как называется этот знак? Каковы его площадь и периметр? Как их вычислить?
А попутно учитель акцентирует внимание детей, что кот Леопольд едет на велосипеде без экипировки, мыши выбегают на дорогу в неположенном месте и т.п. Всё это — нарушения Правил дорожного движения, так поступать нельзя. Эти действия персонажей мультфильма — тема для серьёзного обсуждения, в том числе и на других уроках. Например, на уроке рисования можно нарисовать героев этого мультфильма, которые поступают правильно (кот едет на велосипеде в шлеме и налокотниках, мыши переходят дорогу по пешеходному переходу и т.п.), закрепив таким образом правильное поведение в конкретных ситуациях на дороге.
Но вернёмся к нашей сегодняшней теме — определению площади и периметра дорожного знака. Выполняя расчёты после объяснения учителя, дети одновременно запоминают название дорожного знака и его значение.
Я привела этот пример потому, что фрагмент именно этого урока математики вошёл в интернет-урок с участием первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова. Он лично пришёл к ребятам и вместе с ними решал задачу вычисления периметра и площади знака «Пешеходный переход». И.И. Шувалов высоко оценил креативный подход педагогов школы № 1240 к идее изучения дорожной безопасности в рамках школьной программы.
К сожалению, сейчас в школьной программе нет отдельных уроков ПДД. Кто знает, возможно, настанет время, когда изучение ПДД станет обязательным и будет включено в школьную программу как самостоятельный раздел. А пока я предлагаю всем учителям-предметникам включиться в наш проект-путешествие по стране знаний «ПДД в любом уроке» и принять участие в конкурсе интегрированных уроков.
Уверена, что наше путешествие будет очень интересным и познавательным. В добрый путь!