Владимир — Красное Солнышко
Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Владимир — Красное Солнышко

В конце семидесятых годов десятого века на киевском княжеском троне оказался младший сын Святослава — Владимир.

Его правление длилось без малого четыре десятилетия и было насыщено многими событиями, главным из которых, наверное, можно назвать принятие православного христианства в качестве основной религии молодого государства. Многие из вас знают, что произошло это событие в 988 году.

Что же предшествовало выбору великого князя? Как протекала его дальнейшая жизнь?

Вернувшись в город, где прошли его детство и отрочество, и заняв киевский престол, молодой князь Владимир, скорее всего по совету своего дяди Добрыни, решил отправить от себя подальше воинственных варягов, которые помогли ему стать единственным правителем государства. Киевляне благосклонно приняли младшего сына Святослава, ведь он поначалу не позволил варяжской дружине взять с них откуп — по две гривны с человека. А гривна по тем временам была очень крупной суммой.

В переговорах с наемными воинами Владимир протянул несколько недель и тайно от них собрал другую, более сильную дружину из киевлян. Когда варяги поняли, что князь перехитрил их, то решили не сопротивляться и отправиться за добычей на юг, в Константинополь (Царьград). Этому Владимир не противился. Но вместе с тем послал византийскому императору весть о надвигающейся на него угрозе.

Думая об укреплении своей власти, князь начал строить языческие святилища и ставить повсеместно идолов, на силу которых, как он видел, будучи в изгнании, опирались варяги. Да и славяне тоже жили в ту пору по языческим законам, почитая своих богов, — Перуна, Велеса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла, Мокоша...

В первое десятилетие правления Владимира перед княжеским теремом вознесся вырубленный из дерева идол главного, по мнению молодого князя, бога в этом кругу — Перуна, которому приносились человеческие жертвоприношения. По сказанию летописца, никогда до начала правления Владимира не было так распространено идолопоклонство, как в те годы. Первые ростки христианской религии многие годы не находили у славян массовой поддержки, ее последователи вынуждены были во многих местах совершать свои обряды тайно, чтобы не навлечь гнев соседей. В одной из летописей рассказывается, как в 983 году толпа киевлян-язычников отправилась за юношей, которого намечено было принести в жертву. Волхвы указали на сына вернувшегося в Киев из Византии варяга, который принял христианство. Варяг воспротивился этому решению, сказав язычникам: «То не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниет; не едят, не пьют, не говорят; сделаны руками из дерева...не дам сына своего бесам». Эти слова были приняты с возмущением язычниками, и они закричали: «Отдай сына, нам нужно принести его в жертву богам!» Отец отвечал: «Если то в самом деле боги, то пусть пошлют одного бога взять моего сына; а вы из чего так хлопочете?» Гнев толпы в ответ был безжалостен. Отец с сыном погибли на пороге дома.

Укрепляя свое государство, князь Владимир осуществил много походов в соседние земли. Объявив войну польским славянам, он взял несколько укрепленных городов и присоединил Червоную Русь (нынешнее Прикарпатье). Затем он отправился на северо-восток, где вновь усмирил вятичей, не желавших платить дань. Оттуда путь княжеской дружины лежал на северо-запад — в страну ятвягов — древнего литовского племени...

Снова попали в зависимость от киевского князя радимиси и дунайские болгары, племена чуди... Словом, Владимир всячески укреплял и расширял свое влияние на восточную часть Европы, проявив себя и искусным полководцем, и дальновидным политиком. При нём едва было не распавшаяся на отдельные княжества Русь снова обрела единый центр управления.

Некоторые летописцы утверждают, что Владимир со временем сам убедился, что кровожадные языческие боги не объединяли, а разобщали людей, что их чествование с жертвоприношениями порождало в человеке животный страх. Другие исторические источники утверждают, что в 986–987 годах в Киеве у Владимира побывало несколько представителей различных религий, которые рассказывали киевскому князю о своей вере. Правитель всех выслушал, долго размышлял и остановился на религии, которую за тридцать лет до него выбрала его бабушка, княгиня Ольга.

Сохранилось несколько преданий о том, как и где крестился сам Владимир. Одни утверждают, что это произошло в самом стольном граде Киеве, другие называют местом крещения князя город Василев (нынешний город Васильков в Киевской области). Называют местом крещения Владимира и древний город Коростень (Херсонес, на территории нынешнего Севастополя), куда князь отправился в очередной военный поход. Эта крымская крепость, принадлежавшая в то время Византии, долго сопротивлялась войску киевского князя. И по легенде Владимир дал обет креститься, если возьмет город. В конце-концов защитники Коростени вынуждены были открыть ворота осаждавшим. Но взятие крепости лишь разбудило в князе аппетит завоевателя. Победитель тут же послал правившим в Константинополе императорам Василию и Константину предупреждение, что он готов взять штурмом и византийскую столицу, однако может согласиться на мир, если получит в жены сестру правителей Анну. В ответ братья дипломатично заметили: «Неприлично христианам выдавать сестер за неверных; если крестишься, то и сестру нашу получишь, и вместе с нею царствие небесное, а с нами будешь единоверник; если же не хочешь креститься, то не можем выдать за тебя сестры». Владимир, отправляя послов к императорам, наказывал: «Скажите царям, что я готов креститься, потому что и прежде испытал ваш закон, и мне нравится ваша вера и богослужение». Цари, услышав это, послали к князю свою сестру, которая вовсе не хотела такого мужа. Анна знала, что у Владимира, как язычника, было уже несколько жен и большое число наложниц, что никак не соответствовало христианским обычаям. Но интересы государства были выше личной судьбы девушки.

Когда царевна приехала в Коростень, Владимир крестилсяя, а после крещения обвенчался с Анной и вернулся с нею в Киев.

Там в первую очередь он окрестил 12 своих детей, показывая пример разрыва с язычеством. Затем он окрестил множество знатных людей и простых жителей Киева, а деревянные статуи языческих богов приказал бросить в Днепр. На их месте были поставлены церкви.

Окрестив киевлян, Владимир повелел креститься и всем остальным подданным во всех землях. Однако крещение шло далеко не везде мирно и не одномоментно. Так в Великом Новгороде жители восстали против новой веры, и дружине княжеской пришлось усмирять новгородцев силой. Многие племена еще десятилетия сохраняли привязанность к обычаям предков, языческим богам.

За следующие 25 лет на Руси возникло более 300 христианских храмов, ставших центрами распространения православной культуры. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею и книжное просвещение. Как ни слабо оно было на первых порах, однако, по словам историка С.Ф. Платонова, «оказывало могучее влияние на познавших его людей. Богослужебные и священные книги принесены были на Русь» на доступном для всех языке — славянском, том самом, на котором изложили их славянские первоучители святые Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики. Язык этих книг был вполне понятен и книжное учение было поэтому незатруднено. Тотчас по крещении Руси возникают школы с учителями-священниками и появляются книжники, собиравшие и переписывавшие книги.

Церковь, став центром духовного единения восточных славян, заметно влияла на нравственное развитие общества. На основании церковных законов стали вершиться суды, которые ведали не только делами отступников от веры, но и семейными делами, возникавшими между мужьями и женами, родителями и детьми. Церковь старалась искоренить языческие обычаи и в быту: многоженство, похищение и покупку жен, изгнание жены мужем, жестокое обращение с женами и детьми. Применяя в своих судах византийские законы, более развитые, чем грубые юридические обычаи языческого общества, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие порядки.

Летописец говорит, что сам князь Владимир после крещения стал добрым и милостивым, заботился об убогих и нищих, думал о книжном просвещении. Окрестив Русь, киевский князь приобрел в лице православной церкви надежного союзника в решении своих планов по укреплению государства.

В течение дальнейшей жизни Владимир настойчиво боролся за единство и безопасное существование Руси. Он совершил ещё целый ряд походов на Северный Кавказ, по Волге, к Каспийскому морю, во многом превзойдя своего отца Святослава. На новых границах Руси по княжескому велению строились оборонительные рубежи, воздвигались новые города, земляные валы, сигнальные вышки и крепости, которые ставились одна от другой на расстоянии 15-20 километров. Так были построены крепости на Десне, Трубеже, Стугне и других реках.

Личные качества и характер возмужавшего князя притягивали к нему людей. Не отличаясь удалью, бывая порой несправедливым и высокомерным, он всё же умел находить общий язык с простолюдинами, раздавал щедрой рукой подарки бедным, заботился о больных.

Именно широкая душа Великого князя киевского, его хлебосольство, вместе с полководческой, созидательной и просветительской деятельностью, впоследствии воплотились в образную характеристику его прозвища «Красное Солнышко», сделали младшего Святославича героем народного эпоса, сказаний и былин.

Умер Владимир в 1015 году, 15 июля, в г. Берестове, внезапно заболев и не избрав себе наследника из многочисленного потомства.









Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте

2024-08 Подписаться







Создание интернет-магазина на Битрикс веб-студия «Модуль»

Создание сайта
веб студия «Модуль»