Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд
Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами опять совершим путешествие во времени – в очень тяжёлую, но столь богатую на факты героизма нашего народа пору – годы Великой Отечественной войны. Причём героизм этот был массовым. И не только на линии фронта, где в прямом противостоянии, нередко врукопашную, сходились в окопах бойцы нашей Красной Армии и солдаты германского фашизма.

Где шли на таран самолёты, где своими телами закрывали вражескую огневую точку или бросались под гусеницы танков красноармейцы и краснофлотцы. Героизмом можно назвать и труд советских людей в тылу, где ковалось оружие победы. Ведь не зря победу в Великой Отечественной войне называют победой не вооружённых сил, армии, а победой всего народа.

Мы уже говорили, что за несколько месяцев 1941 года германские войска захватили значительную часть нашей страны, на которой проживало около 80 миллионов человек, примерно 40% населения Советского Союза. На этой территории в довоенные годы производилось много сельскохозяйственной и промышленной продукции. Здесь выращивалось около половины всего зерна, производилось восемь из каждых десяти килограммов сахара. На заводах, которые оказались в руках врага, производилось больше половины чугуна и стали, а в шахтах добывались каждые две из трёх тонн угля. Первые успехи на фронтах в Европе увеличили преимущество германской экономики над советской более чем в три раза.

Вынужденно оставляя врагу сёла и города, руководство СССР поставило задачу перед председателями колхозов, директорами совхозов, заводов и фабрик обеспечить эвакуацию (вывоз) на восток страны вместе с людьми всей возможной техники, оборудования, скота и продовольствия, которые могли попасть в руки врагу и тем самым ещё больше увеличить его военную мощь.

Выполняя это указание Государственного комитета обороны, рабочие и сельские труженики с помощью железнодорожников вывезли на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан почти 2600 предприятий. То, что вывезти не успевали, было заминировано и взорвано или приведено в негодность.

Это даже не представить, как менее чем за полгода демонтировали и отправили с запада на восток страны огромное количество промышленного оборудования, специалистов и их семьи. Вывозили порой в глухую степь, на м\\рзлую землю, под открытое небо. Люди жили в неотапливаемых бараках. И в таких условиях налаживали производство, чтобы обеспечить армию оружием, боеприпасами, продовольствием, обмундированием и медикаментами!

Конечно, в Поволжье, на Урале и в восточной части страны в довоенные годы было построено немало мощных предприятий, таких как металлургические комбинаты в Магнитогорске, Кузбассе, машиностроительные заводы в Свердловске (ныне г. Екатеринбург), Красноярске, Новосибирске, Омске, автозавод в Нижнем Новгороде, тракторные заводы в Челябинске, Сталинграде и Харькове, крупные заводы в Иркутске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, других городах. Именно на эти предприятия легла основная тяжесть по переходу на выпуск военной техники и вооружения.

Около 110 предприятий из разных городов страны были направлены в район Омска. Потеснились омские заводы, принимая собратьев по труду, им передавались любые пригодные здания. Например, ленинградский завод «Прогресс» разместили в учебных корпусах сельскохозяйственного института. Оборудование устанавливалось быстро, монтировалось прямо в аудиториях. Завод уже к октябрю 1941 года вошёл в строй.

На известном омском предприятии Сибзаводе в кратчайший срок был налажен выпуск корпусов мин, а позднее снарядов – противотанковых и для знаменитых ракетных установок, названных в народе «Катюшами». В считанные дни на ходу перестраивалось производство для выпуска нужных на фронте изделий.

Параллельно с переналадкой производства создавались новые цеха, в которых размещалось оборудование эвакуированных заводов. На территории Сибзавода было размещено оборудование харьковского завода «Поршень», на котором уже через несколько недель началось производство мин и снарядов. Одновременно Сибзавод не прекращал выпуск и основной довоенной продукции – запасных частей для тракторов.

Вместо призванных в армию мужчин на производство пришли женщины и подростки. Были организованы удлинённые рабочие смены. У кузнечных молотов, термических печей встали женщины, подростки осваивали сложные токарные и фрезерные станки. Еще маленькие ростом, 14-летние пацаны стояли возле стальных махин на деревянных подмостках.

Уже 24 июля началось строительство Омского авиационного завода, который был создан на базе трёх эвакуированных предприятий. На завод пришли, как и везде, тысячи не работавших ранее женщин и подростков до 14 лет. Завод сразу же начал выпуск высотного бомбардировщика главного конструктора

В.С. Мясищева (изделие «102»). Одновременно началось освоение нового военного самолёта ТУ-2 – скоростного пикирующего бомбардировщика А.Н. Туполева, с группой конструкторов прибывшего в Омск. Вместе с заводом в Омск эвакуировался будущий конструктор советских космических аппаратов С.П. Королёв. Восьмого декабря 1941 года был собран первый ТУ-2, в 1942 году их было выпущено 78. Боевые качества пикирующего бомбардировщика сделали его любимым самолётом военных лётчиков.

Одно из крупнейших предприятий Омска – завод транспортного машиностроения – начинался в 1941 году на базе паровозовагоноремонтного завода. Фронту нужны были танки. Ремонт паровозов передали другим предприятиям, а на освободившиеся площади приняли оборудование Ворошиловградского паровозостроительного завода. В марте 1942 года на завод прибыли эвакуированные из блокадного Ленинграда жители и танковый завод им. Ворошилова из г. Чкалова. Эвакуация завода из Ленинграда была очень сложной: до начала блокады всё оборудование вывезти не успели. Восстановить завод без оставшихся в осаждённом Ленинграде специалистов и оборудования было невозможно. И Государственный комитет обороны принял решение провести эвакуацию через Ладожское озеро. Вновь созданный завод получил важнейшее задание: в предельно сжатые сроки организовать производство лучшего танка Великой Отечественной войны – Т-34.

Зима 1941–1942 годов в Омске была очень суровой, март мало чем напоминал весну. Когда на площадку завода начали прибывать эшелоны с людьми и оборудованием, его устанавливали дни и ночи, без перерыва, без остановки. И всё это делали люди – замёрзшие, полуголодные, недосыпающие. Трудились не щадя сил, порой засыпали здесь же, в цехе, чтобы чуть отдохнув, опять встать на рабочее место. И уже в конце мая 1942 года первые боевые машины, изготовленные на Омской земле, были отправлены на фронт.

У тыла, как и у фронта, были свои герои, люди, чей труд в годы войны был отмечен такими же высокими наградами, как и боевые заслуги воинов. Лучшим людям – рабочим и колхозникам тоже присваивали звание героя и вместе с высшей наградой того времени – орденом Ленина вручали Золотую звезду Героя Социалистического Труда. За годы войны золотые звёзды героев труда получили более 200 человек, сотни тысяч были награждены за ударный труд орденами и медалями.

В 1942 году на всю страну прозвучало имя 23-летней трактористки Дарьи Гармаш из Рязанской области. Её бригада – семь девушек-трактористок, в распоряжении которых было три трактора, взяла высокие обязательства: ударно провести первый военный сев, сэкономить горючее и запчасти, потому что всё это нужно было армии. Во время посевной девушки работали по 12 часов в две смены – дневную и ночную. Бригада Гармаш выполнила сезонную норму на 267% и была признана лучшей из четырёх тысяч (вдумайтесь, ребята, в эту цифру!) женских тракторных бригад. В следующем сезоне бригада выдала шесть годовых норм, а потом побеждала снова и снова.

О том, как труженики тыла помогали своей армии в битве с врагом, тепло отзывались и советские военачальники. Вот что писал в своих мемуарах командующий 10-й армией Ф.И. Голиков о жителях прифронтовой в 1941–1942 годах Рязанской области: «В колхозных домах многих сёл... днём и ночью были открыты столовые, в которых воины получали горячую пищу. Колхозы выделили сотни лошадей с повозками, упряжью и ездовыми для подвоза в дивизии боеприпасов, продовольствия, снаряжения. Сельские труженики, возвращаясь от линии фронта после начавшихся столкновений с врагом, вывозили первые партии раненых. Колхозники размещали раненых солдат и офицеров по своим квартирам, обеспечивали самым необходимым, ухаживали за ними, а затем отвозили их в госпитали». «Всё для фронта, всё для победы!» – этот лозунг объединял советских людей по всей стране. Люди добровольно сдавали семейные ценности, отчисляли часть своей заработной платы на строительство танков и самолётов. На собранные средства было построено и передано в армию более 2500 самолетов, несколько тысяч танков, артиллерийских орудий, более 20 подводных лодок и военных катеров и многое другое.

А разве не примечателен такой факт: более 5,5 миллионов человек регулярно сдавали свою кровь, в которой так нуждались получившие ранения фронтовики.

Начиная войну с Советским Союзом, Гитлер и его окружение рассчитывали, что после первых же поражений населяющие его народы не смогут оправиться, между ними начнётся вражда. Однако и здесь расчёт не оправдался. Все республики Советского Союза встали единым фронтом, боевым и трудовым, на защиту своего государства. 









Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте

2024-08 Подписаться







Создание интернет-магазина на Битрикс веб-студия «Модуль»

Создание сайта
веб студия «Модуль»