Князь, ходивший «на Вы»
Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Князь, ходивший «на Вы»

Мои юные друзья! Мы снова с вами отправляемся в глубь веков, в те времена, когда правление древнерусским государством перешло от великой княгини Ольги к её и князя Игоря сыну Святославу.

Это была незаурядная личность, с малых лет полюбившая ратное дело. Походы и битвы Святослава позже позволили сравнивать его с великим полководцем Александром Македонским. Давайте попробуем пройти тропами этого князя-воина, посмотрим, как он жил, с кем и за что воевал и чего добился.

Но начнём, пожалуй, с загадки рождения Святослава. Никто не оспаривает того факта, что он княжеский сын. Однако есть немало историков, которые ставят под сомнение дату его рождения — 943 год. Ведь тогда получается, что его отцу — Игорю было уже за 60, а матери — более 50 лет. Упоминаются в некоторых документах два брата Святослава — Володислав и Глеб. Но никаких сведений об их деяниях в истории не найдено. Некоторые историки приводят иную дату появления наследника княжеского престола — примерно 927 год.

Нетрудно представить мальчишеские интересы единственного сына Игоря, видевшего день изо дня на княжеском подворье большое количество вооружённых людей — дружинников князя, собиравшихся в походы. Святослав часто наблюдал за тем, как они тренируются во владении мечом, палицей, боевым топором, копьём, соревнуются в стрельбе из лука и объезжают коней. Ратное дело стало страстью мальчика. И у него появились и свой меч, и свой лук, и свой конь. Святослав научился мастерски владеть практически всеми видами древнего оружия и хорошо сидел в седле. Любопытную характеристику Святослава оставил летописец: «...и легко ходя, аки пардус, воины многы творяще. Ходя, воз по себе не возяше, ни котла, ни мяс варя, но по тонку изрезав конину, или зверину, или говядину, на углех испек, ядяше. Ни шатра имеяше, но подклад постилаше и седло в головах. Такоже и прочий вои его бяху вей...». Переведём этот старинный слог на современный: «...и легко ходил в походах, как пардус (гепард), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в подголовье... Такими же были и его дружинники».

Лёгкая на подъем, быстрая на ходу, не отягощённая обозами, неприхотливая в походных буднях — такой сформировалась основа войска, с которым Святослав позже отправлялся в походы. Со своими дружинниками он был первым среди равных. И они высоко ценили доступность князя, его простоту в поведении и чисто дружеские отношения своего предводителя.

Великая княгиня Ольга не одобряла увлечения своего сына. Ей хотелось, чтобы он вслед за ней принял христианство, стал более покладистым и миролюбивым правителем Русского государства. Но Святослав категорически отвергал новую веру, оставался язычником, поклонником Перуна. Он говорил матери: «Могу ли я один принять новый Закон, чтобы дружина моя смеялась надо мною?» Но оставаясь сам язычником, Святослав никому не запрещал принимать христианскую веру.

Итак, боевые походы были основным занятием молодого князя. И при Святославе набегов на Русь со стороны пограничных племён практически не было. Однако сам молодой князь хорошо помнил неудачный поход своего отца в земли, где жили вятичи и их соседи — волжские булгары.

Покорить их, а заодно и нанести удар по крепнущему в низовьях Волги и Дона государству хазар, которое соперничало с Русью за влияние на племена, жившие в Поволжье, — вот на что нацелился Святослав в первом своём большом походе.

Но покорение Востока преследовало и иную цель — получить в свои руки Великий Волжский путь, который соединял Скандинавию со Средней Азией. Святослав Игоревич выступил в этот поход в 964 году. Через землю северян, подвластных Киеву, он перешёл в верховья Оки, в землю вятичей. Воевать с ними киевский князь не стал, сказав, что освободит вятичей от необходимости платить дань хазарам. Обезопасив таким образом свой тыл, первый удар Святослав обрушил на Волжскую Булгарию — союзника Хазарии. Во многом это нападение было для булгар неожиданным. Хорошо подготовленная дружина Святослава нанесла несколько чувствительных ударов по войску булгар и рассеяла его. Не устояла под славянским натиском и столица государства, и другие города. Их население было разогнано по деревням. Попутно Святослав разгромил живших в окско-волжских лесах и враждебных Руси буртасов, захватил и пожёг их города, вынудив племя уйти в леса.

Вскоре предупреждение Святослава «Иду на Вы», которое он неизменно посылал противникам, получили правители Хазарского каганата. Мощная атака славянской дружины с севера оказалась для этого государства трагичной. Один за другим погибали хазарские отряды, сдавались города и разрушались крепости. Сам каган вышел с войском навстречу русичам, но был разбит, а столица Хазарии город Итиль в низовьях Волги была захвачена Святославом.

Дальше путь русского князя и его дружины лежал в хазарские владения на Северном Кавказе и в земли враждовавших с Русью и союзных Хазарии племён ясов и касогов. Покорив и их, на берегу Дона войско Святослава взяло штурмом последнюю хазарскую крепость — Саркел, которая была построена здесь ещё в IX веке с помощью византийских инженеров для охраны хазарских границ от русских. Следы пожарищ, разрушенных зданий, разбитых крепостных стен — таким предстаёт Саркел по данным археологов.

Цель почти трёхлетнего похода была достигнута. Сильный соперник на Востоке — Хазарский каганат по существу прекратил своё существование как государство.

Оставив на захваченной территории гарнизоны, Святослав вернулся в Киев. Однако оставался в стольном граде князь недолго. Теперь его влекли юго-западные земли, в нижнем течении Дуная, по берегам которого жили болгары.

Летом 967 года Святослав с едва отдохнувшим после похода войском, набрав в него новые силы, двинулся на юг. Русскую рать поддерживали венгерские отряды. Болгария не смогла долго оказывать сопротивление закалённому в битвах воинству. Этому способствовало и то, что соседняя с Болгарией Византия не поддержала её, а хранила нейтралитет, потому что Святослав обещал византийскому императору оставить в покое греческие колонии в Крыму. Верный своей молниеносной манере ведения военных действий, Святослав разбил болгарские отряды. Болгары были вынуждены заключить мир, по которому нижнее течение Дуная с крепостью Переяславец отошло к Руси.

Святослав переносит сюда свою резиденцию и, согласно летописи, заявляет: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки (драгоценные ткани), вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии — серебро и кони, из Руси же — мех и воск, мёд и рабы». Эти намерения русского князя испугали византийского императора Никифора Фоку, который примирился с болгарами, а затем заключил тайный союз с печенегами. Летом 968 года печенеги осадили Киев. Дружины, способной дать отпор врагу, в Киеве не было. Ольга с тремя сыновьями Святослава укрылась за крепостными стенами. На левом берегу Днепра стояла небольшая дружина киевского воеводы Претича, способная непродолжительное время оказывать печенегам сопротивление. Некоему юному киевлянину удалось пробраться через печенежский стан, переплыть Днепр и уведомить воеводу о нашествии кочевников. Когда дружина Претича внезапно появилась у стен Киева, печенеги, устрашившись воинской доблести русичей, заключили мир и удалились от города.

В 969 году, когда умерла Ольга, князь ненадолго покинул свою новую столицу и вернулся в Киев. Здесь он окончательно объявил, что будет княжить в Переяславце, а русские земли делит между своими сыновьями: старшему — Ярополку отдан Киев, среднему Олегу — землю Древлянскую. Младшему — Владимиру во владение перешёл Новгород. Однако когда Святослав вернулся в Болгарию, он столкнулся с результатом тайной политики нового императора Византии Иоанна Цимисхия — сопротивлением болгар, которых пришлось огнём и мечом приводить к покорности. Цимисхий, собравший к тому времени значительное войско, потребовал, чтобы русский князь возвращался в Киев. Святослав ответил отказом, и завязалась кровопролитная война. Решительное сражение произошло у города Адрианополя. Перед битвой Святослав сказал дружине: «Бегство не спасёт нас. Не посрамим земли русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут! Станем крепко. Иду перед вами, и когда сложу голову свою, тогда делайте, что хотите». Малочисленная дружина Святослава бросилась на византийцев с такой яростью, что войско Цимисхия бежало. Позже Святослав и Иоанн Цимисхий заключили перемирие.

Но длилось оно недолго. В следующем 971 году византийский император пошёл войной на русичей. К тому времени союзники Святослава ушли в свои земли, и русскому войску пришлось вновь сражаться с превосходящими его силами. И снова натиск дружины во главе с князем был столь стремителен, что греки дрогнули. Тогда Цимисхий, сияя золочёными латами, сам повёл навстречу Святославу отборную гвардию — «бессмертных». Святослав был ранен. Русичам пришлось отступить. Русский князь запросил мира.

По условиям мирного договора, скреплённого личной встречей Святослава и Иоанна Цимисхия, русский князь и его войско должны были покинуть Болгарию; они обязались не нападать более на здешние земли. Но за Русью сохранились завоевания в Причерноморье и Поволжье.

Cвятослав обратился к византийскому императору с просьбой помочь в проходе русской рати через земли врагов Киева — печенегов. Цимисхий, демонстрируя свою милость и могущество, согласился сделать это. Но за показной милостью таилась коварная затея: убрать опасного соперника. К печенегам их посольство везло золото, дорогие подарки и просьбу императора остановить Святослава во время его возвращения в Киев.

Осенью русская рать появилась в устье Днепра. Но все пути на север были перерезаны печенегами. Тогда Святослав зазимовал в русских поселениях, расположенных на берегах днепровского устья.

Весной 972 года он снова попытался прорваться в Киев, но на порогах, там, где его дружина перетаскивала свои ладьи берегом, минуя бурлящие водовороты, Святослав попал в засаду. Небольшое русское войско было окружено и уничтожено. Сам Святослав погиб в бою. Так оборвалась его наполненная битвами жизнь.

По преданию, из черепа Святослава печенежский хан Куря по старому степному обычаю сделал чашу, оковал ее золотом и пил из нее на пирах в знак своей воинской доблести. 









Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте

2024-08 Подписаться







Создание интернет-магазина на Битрикс веб-студия «Модуль»

Создание сайта
веб студия «Модуль»