Бег через дорогу - враг. Особенно зимой!
Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
 

Бег через дорогу - враг. Особенно зимой!

Принцип построения урока по БДД и практический опыт его проведения

Меня в беседах в классе с начинающими пешеходами всегда ставят в тупик их неожиданные (и неожиданно неправильные!) ответы на простой вопрос: “Чем опасен на улице бег через дорогу? Казалось, уже в самом вопросе содержится подсказка; ведь уже сказали, что “опасно”. Объясни только, почему…

Нет. Начинаются самые странные и неожиданные суждения, нелогичные, типа “Водитель может наехать”. Но бывает и “тепло”, например, “можно не заметить машину”.

И все же дети упорно бегают через проезжую часть! Почему? Как-то я в Пскове на довольно пустынной улице остановил мальчика, собравшегося её перебегать (или уже рванувшегося, не помню). Тут же, на месте, обратился к нему: «Почему ты бежишь?» «Так быстрее!» - выпалил он. Вдумаемся. Видимо, малыш опасается дороги, места, где проезжают автомобили, и хочет его быстрее преодолеть, Так сказать, “ошибка с благими намерениями”. Похожий ответ я получил в “Филатовской”, сидя у больничной койки. Няня, нанятая, видно, небедными родителями, послала (!!) ребенка через дорогу за мороженым. Снова: “быстрее”.

А теперь вспомним: привычное движение для детей, в том числе рядом с взрослыми - бежать, “ трусить”. И нормальным движением у первобытного человека был именно бег. Так что движение ребёнка бегом имеет весьма глубокие корни. Это прочнейшая привычка! Сколько сотен километров уже пробежал ваш ребёнок вне улицы, возле дома? В доме? На прогулках?

Так что предстоит его ПЕРЕУЧИВАТЬ. Вначале, конечно, досконально убедив логически.

Продолжаем дискуссию в классе, Кто ещё ответит?

Активно поднимают руки, тянут ближе, чтбы быстрее заметили и вызвали. - “Можно поскользнуться и упасть”. Вот это уже серьёзнее, летом (споткнуться), и осенью или зимой (поскользнуться). Ответ правильный, принят, но «ЭТО НЕ ГЛАВНЫЙ ОТВЕТ, - объявляю я классу. - Думайте!»

Стараюсь держать класс в творческом напряжении, всё время обмениваюсь с ними репликами. Атмосфера совместного поиска! Моя задача мне ясна: споря с неверными предположениями, поддерживая (“тепло”!) более правильные мысли, организовать коллективное соразмышление… Наконец включаюсь более активно, как бы подсказываю: «Как наблюдает тот, кто бежит через дорогу? Может ли он смотреть по сторонам? - Класс соглашается, -“не может”. - И я развиваю. - В этом-то все дело!»

При переходе улицы ГЛАВНОЕ - ПРОДОЛЖАТЬ НАБЛЮДАТЬ ЗА ДОРОГОЙ В ОБЕ СТОРОНЫ, ВНАЧАЛЕ БОЛЬШЕ НАЛЕВО, ПОТОМ БОЛЬШЕ НАПРАВО.

Надо ведь убедительно опровергнуть придуманную и внушённую не самыми умными головами максиму: “Вначале посмотри налево. Дойдя до середины - посмотри направо”. О, сколько детей, внезапно получивших удар в бок и отлетевших в сторону, объясняли мне, лёжа на своих больничных койках, что “в точности следовали этому правилу”. Забывая об одном: улица непрерывно меняется! Стоявшая машина могла поехать, медленно ехавшая - ускориться. Следовавшая прямо - неожиданно повернуть. Скрытая за другой, стоявшей, машиной или ехавшая за углом - вынырнуть. Наблюдение надо ДУБЛИРОВАТЬ! Как это делать при беге? Никак!

Вот вам и главный ответ: тот, кто бежит, взглядом устремлён вперёд и практически не может смотреть по сторонам, Он почти как слепой…

Но этого мало, давайте добираться до донышка:

“Что такое, собственно, бег ? Чем он отличается от ходьбы? За что снимают спортсменов с соревнований по спортивной ходьбе?

Правильно, за то, что не соблюдают ПРАВИЛО ХОДЬБЫ: человек идущий должен постоянно касаться земли хотя бы одной ногой, а бегущий – обязательно какое-то время находится как бы в «полёте», не касаясь земли ни одной ногой. Польза и спасение от перехода ШАГОМ – устойчивость при движении. И СПОКОЙНО МОЖНО ПОВОРАЧИВАТЬ ГОЛОВУ и влево, и вправо столько раз, сколько нужно по обстановке и по ширине улицы. И вообще на улице самое главное и самое сложное - наблюдать и замечать». Вряд ли кто сегодня об этом задумывается!

Знания есть. Понимание - предельное. Но ведь это только начало! Привычка-то «сидит», и прочно. А человек на улице не думает, а привычно действует. В школах бывшей ГДР, да и в других странах, на специально выделенных школьных площадках тренировка движений производилась поэтапно: вначале правильное движение демонстрирует учитель. Потом повторяют вдвоём учитель и ученик. И наконец, один школьник (школьница) под наблюдением учителя. Всё это делается во всём мире десятки лет.

Только мы решили изобрести своё (хотелось сказать “советское”) - российское: писать учебники по ОБЖ и учить ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, сидя за партой. Россия и здесь удивила всех… Специальность “удивлять” в отрицательном смысле в области безопасности движения нами освоена ещё почище, чем в других областях.

Если ученики класса уже более или менее владеют письмом, я даю домашнее задание: дать полный письменный ответ на вопрос “Опасности перехода улицы бегом”. Если не владеют в должной мере - пусть готовят подробный ответ устно. Или пусть расскажут маме, а мама запишет, так даже лучше!

Вторая важная часть темы - “Безопасность движения в зимнее время” Здесь речь о многократном увеличении тормозного пути автомобиля. Это надо подробно физически объяснить, разобрав все виды торможения автомобиля. А потом рассказать, и только затем обязательно ПОКАЗАТЬ. Здесь можно провести наблюдение классом с участием нескольких родителей - с тротуара. И конечно, необходима активность самих родителей.

А. ДОБРУШИН









Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте

2024-5 Подписаться







Создание интернет-магазина на Битрикс веб-студия «Модуль»

Создание сайта
веб студия «Модуль»