Рекомендации по «Минуткам безопасности»
Мы в соцсетях

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Рекомендации по «Минуткам безопасности»

Одной из эффективных форм предупреждения происшествий с детьми на дорогах является проведение в образовательных организациях специальных «Минуток безопасности» дорожного движения. А в начале учебного года после каникул это особенно актуально.

«Минутка безопасности» — это попытка заменить ребёнку плачевный опыт проб и ошибок квалифицированной помощью в постижении скрытых опасностей, неявных закономерностей современного дорожного движения. Она призвана показать ему, что на дороге не всё так просто и очевидно, как ему кажется в силу его возраста. «Минутка безопасности» настраивает ребёнка на внимательное наблюдение за дорогой, предупреждает его об опасных ситуациях, так называемых дорожных ловушках для пешехода, о которых, к сожалению, зачастую не имеют представления многие взрослые, в том числе и старшие члены семьи, родители большинства школьников.

«Минутку безопасности» проводит любой учитель, чей урок приходится — независимо от предмета и темы — на конец учебного дня. Ведь одна из главных целей, ради которой проводится это ЕЖЕДНЕВНОЕ экспресс-занятие с детьми, — настроить их на осторожность по дороге домой. Список тем (вопросов и правильных ответов на них) «Минутки» у учителя должен быть всегда под рукой: например, вложен в классный журнал. Желательно, чтобы он был подготовлен и роздан учителям заранее, чтобы педагог, чей урок завершает учебный день, мог провести занятие «с лёту». Обязанность готовить вопросы (на неделю, на месяц) возлагается на ответственного за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в школе или учителя ОБЖ. При составлении вопросника рекомендуется учитывать сезонные особенности и специфику транспортной обстановки вблизи образовательной организации. Примерный список вопросов и ответы на них, которые имеет смысл обсудить в начале учебного года, приведён ниже.

В ходе проведения «Минутки» необходимо пробудить интерес детей, а для этого прежде всего нужно сформулировать проблему. Согласитесь, каждый знает, что на красный сигнал светофора переходить дорогу запрещено. Но зачастую это неосознанный штамп, который впитывает каждый из нас ещё с детского сада. То есть знать — знают, но всё равно пренебрегают этим запретом, например когда спешат или когда нет машин или когда просто лень ждать несколько секунд. Наша задача — добиться ОСОЗНАННОСТИ поведения. Поэтому при изучении сигналов регулирования целесообразнее поставить вопрос не репродуктивного плана «На какой сигнал светофора вам разрешено переходить проезжую часть?», а сформулировать перед детьми проблему: «Почему на улице N, где стоит светофор (ближайший к школе), люди часто перебегают через дорогу?».

«Минутка» должна быть именно минуткой. Её длительность — 1–2 минуты, максимум — три. Учитель задаёт вопрос (ставит проблему) и, выслушав мнение нескольких учащихся, обобщает их и даёт объяснение. Очень важно создать ситуации столкновения мнений, спора, разнообразия объяснений одной и той же ситуации детьми. В качестве последней «порции» информации, полученной за день в стенах школы, учащиеся приобретают полезные сведения по безопасности на дороге, поданные в интересной, занимательной форме.

В ряде случаев детям могут быть даны задания по наблюдению за обстановкой на дороге, связанные с вопросом, рассмотренным на «Минутке» (наблюдение за движением автомобилей, пешеходов, обстановкой на остановках маршрутного транспорта и т.п.). Например, обратить внимание по пути домой на различные объекты, мешающие обзору дороги.

В начале учебного года целесообразно обсудить с обучающимися следующие вопросы

ВОПРОС

ОТВЕТ

1

Где надо переходить дорогу?

Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам: подземным, наземным (по «зебре») и надземным, а при их отсутствии — на перекрёстках по линии тротуаров или обочин.

2

Как перейти дорогу, если поблизости нет пешеходного перехода?

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрёст­ка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Перед переходом дороги нужно посмотреть налево и направо, чтобы оценить дорожную обстановку, и ещё раз налево. И только убедившись в своей безопасности, можно начать переход дороги, продолжая наблюдать за дорогой.

3

Почему для пешехода безопаснее переходить дорогу по пешеходным переходам?

Водитель знает, что в этих местах разрешается движение пешеходов, поэтому он более внимателен и снижает скорость. Пешеход, который переходит дорогу в неустановленном месте, не там, где положено, может пострадать сам и подвергает опасности окружающих.

4

Почему нужно остановиться перед тем, как начинать переходить проезжую часть дороги?

Это нужно для того, чтобы осмотреться. Пересекая проезжую часть «с ходу», не остановившись для наблюдения за дорожной обстановкой, можно не заметить приближающуюся машину. Перед тем, как выходить на проезжую часть дороги, нужно посмотреть сначала налево, потом направо, потом ещё раз налево, убедившись, что автомобилей нет, можно начать переход, постоянно контролируя ситуацию.

5

Почему переходить дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу (без светофора) опаснее, чем по регулируемому пешеходному переходу (со светофором)?

При наличии светофора водитель зачастую более внимателен и аккуратен. А подъезжая к нерегулируемому пешеходному переходу, некоторые водители пренебрегают обязанностью остановиться и пропустить пешехода, тем самым создавая опасную ситуацию.

6

Можно ли начинать переход дороги сразу же, как только загорелся зелёный сигнал светофора?

Когда загорелся зелёный сигнал светофора, нужно сначала убедиться, что все автомобили остановились или закончили проезд пешеходного перехода. Только после этого можно начинать переход проезжей части, постоянно конт­ролируя ситуацию.

7

Часто в городах с интенсивным движением водители паркуют автомобили и у переходов и даже непосредственно на них, нарушая тем самым ПДД. Чем опасен выход на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства?

Стоящий автомобиль закрывает или ограничивает обзор дороги. Из-за него пешеход может не заметить другой, движущийся, автомобиль, мотоцикл или велосипед.

8

Почему опасно пересекать проезжую часть бегом?

На бегу сложно наблюдать за дорогой, поворачивая голову направо и налево, чтобы оценивать дорожную обстановку. Только идя шагом, можно наблюдать за дорогой и поворачивать голову, не опасаясь упасть.

9

Почему детям опасно переходить дорогу вдвоём-втроём «под руку» или держась за руки?

Когда переходят дорогу двое-трое, то при возникновении опасности реакция у всех детей может быть разная, и дети могут начать тянуть друг друга в разные стороны.

10

Почему опасно переходить дорогу наискосок?

Когда идёшь наискосок, то часть пути проходишь спиной к едущим автомобилям и можешь их не заметить. Кроме того, переход становится длиннее, а значит, опаснее.

11

Где должны двигаться пешеходы, если у дороги нет тротуара?

Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.

12

Какая опасность возникает, когда школьник подходит к своему дому?

У ребёнка, приближающегося к своему дому, снижается концентрация внимания, и «включаются эмоции». Ему кажется, что дом рядом, и он чувствует себя в безопасности. И в этот момент он может не заметить изменения в дорожной обстановке, например, не среагировать на приближающийся автомобиль.

13

Чем коварна «тихая», «пустынная» улица, по которой редко ездят автомобили?

На «тихой», «пустынной» улице дети часто теряют бдительность и могут не заметить приближающийся автомобиль. Собираясь переходить дорогу в таком месте, нужно внимательно осмотреться.

14

На нерегулируемом перекрёстке пешеход пропустил автомобиль. Можно ли сразу переходить дорогу?

Пропустив автомобиль, едущий в ближнем ряду, сразу переходить дорогу нельзя. За ним может быть скрыт автомобиль, едущий во втором ряду либо во встречном направлении. Надо подождать, пока дорога будет просматриваться в обе стороны, и переход будет безопасен.

15

Как обходить стоящее на остановке маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай), чтобы перейти дорогу?

Стоящий на остановке автобус, троллейбус или трамвай нельзя обходить ни спереди, ни сзади!

Необходимо дождаться, когда транспортное средство отъедет. После этого найти пешеходный переход, дойти до него, остановиться, осмотреться и, убедившись в своей безопасности, перейти дорогу.

16

Почему опасно болтать с другом или по телефону, а также слушать музыку в наушниках или играть в планшет при переходе дороги?

Разговоры и игры отвлекают внимание от наблюдения за дорожной обстановкой. Увлёкшись, можно не заметить приближающийся или поворачивающий «под стрелку» автомобиль, смену сигнала светофора и т.п. Перед началом перехода проезжей части все разговоры и игры необходимо прекратить. Всё внимание — на дорогу.

17

Для чего пешеходу нужны световозвращающие элементы?

Световозвращающие элементы — это элементы, изготовленные из специальных материалов, обладающих способностью возвращать луч света обратно к источнику.

Световозвращающие элементы повышают видимость пешеходов на неосвещённой дороге и значительно снижают риск возникновения дорожно-транспортных происшествий с их участием.

Световозвращающие элементы на одежде должны обес­­печивать видимость объекта с двух сторон, чтобы человек был виден водителям встречных направлений движения.

18

Какие бывают световозвращающие элементы?

Световозвращающие элементы делятся на две группы: съёмные и несъёмные.

Съёмные световозвращающие элементы прикрепляются к одежде, головному убору, надеваются на какую-либо часть тела или предметы: сумки, рюкзаки, детские коляски, велосипеды, ролики и др. Их можно легко крепить и снимать. Самые популярные из них — брелоки, стикеры, значки, браслеты, накладки на спицы колёс велосипеда, жилеты.

Несъёмные световозвращающие элементы, как правило, пришиты (наклеены) на одежду, обувь, школьные рюкзаки и сумки.

19

Как определить самый безопасный путь от дома до школы и обратно?

Вместе с родителями или педагогом надо изучить Схемы безопасных маршрутов движения, представленные в Паспорте дорожной безопасности школы. Несколько раз совместно со взрослыми пройти от дома до школы и обратно разными путями и выбрать самый оптимальный и безопасный из них. После этого составить схему индивидуального маршрута «дом–школа–дом».

Проведение «Минуток безопасности» должно стать не разовой акцией, организуемой в рамках профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения, а повседневно действующей системой влияния на мышление и действия детей, направленной на привитие им навыков правильного и безопасного поведения в дорожной обстановке.

Другие статьи по теме: Методика работы / Воспитателю

 
Федеральная целевая программа Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах
Хочешь поделиться новостью? Самое интересное опубликуем на сайте
2019 (16)

15 Сентября 2019 В Анивском районе сотрудники ГИБДД провели спартакиаду подробнее

15 Сентября 2019 В загородном оздоровительном лагере «Чайка» сотрудники ГИБДД и байкеры провели урок по соблюдению ПДД подробнее

14 Сентября 2019 Ульяновские автоинспекторы провели урок дорожной грамоты «Законы безопасного движения» в детском санаторно-оздоровительном лагере «Первоцвет» подробнее

14 Сентября 2019 В пришкольных лагерях Югры прошли массовые занятия по правилам безопасного поведения на дороге подробнее

13 Сентября 2019 По следам сказочных героев: сотрудники ГИБДД Нефтегорска провели профилактическое занятие в детском саду подробнее

13 Сентября 2019 Сотрудники Госавтоинспекции в Югре проводят беседы со школьниками и их родителями подробнее

Создание интернет-магазина на Битрикс веб-студия «Модуль»

Создание сайта
веб студия «Модуль»